Перейти к основному содержанию

Итоговое сочинение 2018 - материалы для подготовки

Комментарий к открытым тематическим направлениям для итогового сочинения 2018/19 учебного года Специалистами

ФГБНУ «ФИПИ» подготовлен подробный комментарий к открытым тематическим направлениям для итогового сочинения 2018/19 учебного года. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут. Каждое из направлений представляет собой широкую философско-нравственную категорию, позволяющую выпускнику продемонстрировать не только знание литературного материала, но и глубину собственных размышлений.

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений — от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности. В текстах выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ключевые произведения для аргументации:

  • Пословица: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети» (как центральное произведение проблемы)

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. Они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Ключевые произведения и цитаты для аргументации:

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: «Мечты, мечты! где ваша сладость?» (Глава VI, строфа XLI)
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»
  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь, «Шинель»
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
  • А.Н. Островский, «Гроза»
  • И.А. Гончаров, «Обломов»

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Ключевые произведения и цитаты для аргументации:

Пословица: «У мести нет чести»
Э. Асадов, стихотворение «Доброта»: «Если друг твой в словесном споре / Мог обиду тебе нанести, / Это горько, но это не горе, / Ты потом ему все же прости»
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (дуэль)
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»
  • А. Платонов, «Юшка»
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
  • В.М. Гаршин, «Трус»
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»
  • В.Л. Кондратьев, «Сашка»

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Ключевые произведения и цитаты для аргументации:

Цитата: «Упражнения рождают мастерство» (Тацит Публий Корнелий)

А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери» (центральное произведение для раскрытия темы). Цитата из пьесы:

Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
...Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

  • Н.В. Гоголь, «Портрет»
  • Н.С. Лесков, «Левша»
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
  • А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Ключевые произведения и цитаты для аргументации:

Марк Твен: «Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые»
Оноре де Бальзак: «Жестокость и страх пожимают руки друг другу»
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»
  • А. Платонов, «Юшка»
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»
  • В.М. Шукшин, «Чудик»
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»

Представленный перечень литературных произведений является ориентировочным и может быть расширен выпускником в зависимости от его читательского опыта и выбранного аспекта раскрытия темы.