
Комментарий к открытым тематическим направлениям для итогового сочинения 2018/19 учебного года Специалистами
ФГБНУ «ФИПИ» подготовлен подробный комментарий к открытым тематическим направлениям для итогового сочинения 2018/19 учебного года. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут. Каждое из направлений представляет собой широкую философско-нравственную категорию, позволяющую выпускнику продемонстрировать не только знание литературного материала, но и глубину собственных размышлений.
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений — от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности. В текстах выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Ключевые произведения для аргументации:
- Пословица: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети» (как центральное произведение проблемы)
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. Они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Ключевые произведения и цитаты для аргументации:
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь, «Шинель»
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
- А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
- А.Н. Островский, «Гроза»
- И.А. Гончаров, «Обломов»
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Ключевые произведения и цитаты для аргументации:
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (дуэль)
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»
- А. Платонов, «Юшка»
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
- В.М. Гаршин, «Трус»
- А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»
- В.Л. Кондратьев, «Сашка»
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Ключевые произведения и цитаты для аргументации:
А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери» (центральное произведение для раскрытия темы). Цитата из пьесы:
Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
...Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
- Н.В. Гоголь, «Портрет»
- Н.С. Лесков, «Левша»
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
- А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Ключевые произведения и цитаты для аргументации:
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»
- А. Платонов, «Юшка»
- А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»
- В.М. Шукшин, «Чудик»
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»
Представленный перечень литературных произведений является ориентировочным и может быть расширен выпускником в зависимости от его читательского опыта и выбранного аспекта раскрытия темы.