Перейти к основному содержанию

Творческие задания на олимпиаде по литературе

Творческие задания на олимпиаде по литературе
9 минут
5
В среднем: 5 (1 оценка)

В данной статье собран материал о некоторых видах творческих заданий на олимпиаде по литературе.

Второй тур – творческий

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для школьного этапа 2017/2018 года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее (один и тот же тип задания может быть использован в 9, 10 и 11 классах – главное подобрать разный материал и разные примеры для этого типа заданий).

Примеры творческих заданий

«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.

Задание:

  1. Определите по финальным строчкам/абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.

  2. Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.

  3. Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).

  4. Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться. Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала.

Примеры текстов:

  1. "С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается."

  2. "Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда-то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян..."

Справочные материалы:
русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно-фантастический роман.

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Рекомендуемый максимальный балл – 30 (по 15 за работу с каждым произведением).

  1. Верное определение жанровой принадлежности текста, подробное и убедительное обоснование своего выбора – до 3 баллов.
    В книге М.Фрая приведенные тексты отнесены к следующим жанрам:

    1. "С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника..." – «рассказы про животных» (в справочных материалах – рассказы для детей)

    2. "Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри..." – «фантастический роман» (в справочных материалах – научно-фантастический роман).

  2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности), точность и убедительность пояснений и комментариев – до 3 баллов.

  3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

  4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

NB: в исходном тексте М.Фрая предлагались следующие названия произведений: 1) Туськина охота; 2) Молчаливый мир. Однако при выставлении оценок следует ориентироваться не на близость придуманных учащимися названий к исходным, а на уместность заглавия в контексте предложенных характеристик героев, возможного сюжета, придуманной начальной фразы, обоснованность заглавия особенностями того художественного мира, который представляется участнику олимпиады из полученного задания.

  1. Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.


Дискуссия о Пушкине как психологе

Герои чеховского рассказа «Учитель словесности» в один из вечеров оживленно обсуждают творчество А. С. Пушкина.

Прочитайте этот фрагмент рассказа:
"Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических экзаменах.
– Позвольте, Сергей Васильич, – перебила его Варя. – Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам VIII класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог». Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.
– Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, – угрюмо ответил Никитин.
– Я знаю, у вас в гимназии не признают Щедрина, но не в этом дело. Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?
– А то разве не психолог? Извольте, вам примеры.
И Никитин продекламировал несколько мест из «Онегина», потом из «Бориса Годунова».
– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя. – Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.
– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, – это, по-вашему, психология.
– Плоско! Однако вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?
Когда Никитину приходилось оспаривать то, что казалось ему рутиной, узостью или чем-нибудь вроде этого, то обыкновенно он вскакивал с места, хватал себя обеими руками за голову и начинал со стоном бегать из угла в угол. И теперь то же самое: он вскочил, схватил себя за голову и со стоном прошелся вокруг стола, потом сел поодаль. За него вступились офицеры. Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом деле психолог, и в доказательство привел два стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника."

Задание:

  • Какова была бы ваша позиция в развернувшейся дискуссии?

  • С кем из ее участников вы бы согласились, а кому возразили?

  • По каким именно аспектам?

  • Заинтересовала ли вас тема сочинения, которую Никитин дал ученикам? (кратко объясните свою позицию)

  • Сформулируйте ту тему, на которую вам было бы по-настоящему интересно писать о Пушкине.

  • Запишите свое «выступление» в дискуссии на этом чеховском вечере.

Комментарии и критерии оценивания творческого задания:
Задание рассчитано на самостоятельные размышления ученика по дискуссионному вопросу, не имеющему однозначного ответа. Оценивается прежде всего глубина и литературоведческая обоснованность суждений, степень их аргументированности, полнота и развернутость ответа. Ученик должен занять собственную непротиворечивую позицию в споре персонажей Чехова и убедительно ее защищать, уметь апеллировать к тексту произведений Пушкина, точно интерпретировать используемые в споре фрагменты.

Рекомендуемый максимальный балл – 30. При оценке работы принимается во внимание:

  1. Убедительность позиции и выдвинутых в ее защиту аргументов – до 10 баллов;

  2. Литературная эрудиция: опора на произведения А.С.Пушкина (или иных авторов, если они вводятся по сходству или контрасту) при обосновании выдвигаемых тезисов – до 10 баллов;

  3. Нешаблонность, литературоведческая значимость придуманной темы сочинения о Пушкине и его творчестве – до 5 баллов;

  4. Речевое оформление, выразительность и ясность формулировок – до 5 баллов.


Научные статьи

1. Напишите статью в филологический научный журнал на тему: «Гротеск в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина».

2. Напишите статью в филологический научный журнал на тему: «Аллегория в творчестве И.А. Крылова».


Творческие задания для 9-11 классов

9 класс

Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Аллитерация и ассонанс, В.А. Жуковский, всемогущество разума, «невыразимое подвластно ль выраженью?», Просвещение, Томас Грей, Silentium!/Silentium, частный человек, чувствительный герой, элегия.

Примечание:
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований.
Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.

10 класс

Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Герой-резонёр, «Горе уму», Жадов, И.А. Гончаров, «Кого везёте?», мотив сумасшествия в литературе, Мтацминда, пятый акт, Туркманчайский договор, Чаадаев.

Примечание:
(аналогично 9 классу)

11 класс

Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
«А ниточки-то гнилые…», «В Москву! В Москву!», драматическая интрига, Московский художественный театр (МХТ), подводное течение, праведная земля, ремарки, символика, философский диалог, Хитров рынок.

Примечание:
(аналогично 9 классу)


Эссе

Напишите эссе о вашем открытии настоящей поэзии / прозы / отдельного текста какого-либо автора: какие произведения и при каких обстоятельствах впервые произвели сильное впечатление, какие смыслы вам в них открылись, как продолжилось ваше знакомство с творчеством автора, что дал вам опыт общения с этими текстами (текстом). Старайтесь приводить конкретные примеры, факты, цитаты. Придумайте для своего эссе лаконичное и выразительное заглавие. Примерный объём работы – 450-500 слов.


Задания для 7-8 классов

Задание №1

Среди героев русской и мировой литературы есть такие, которых нельзя однозначно определить как «хороших» или «плохих», «положительных» или «отрицательных». Назовите 3–5 примеров таких героев. Кратко охарактеризуйте каждого из них, используя вводные слова «с одной стороны ... с другой стороны...», союз «однако» или другие средства, который помогут вам оформить высказывание о неоднозначном герое. Не забудьте подтверждать свои мысли примерами.

Комментарий к заданию:
Наивное восприятие любого художественного текста часто сопровождается поиском «положительных» и «отрицательных» персонажей, тогда как развитость эстетического восприятия характеризуется умением видеть неоднозначность образов персонажей, соотносить собственное их восприятие с авторским отношением к героям и восприятием героями друг друга (что также может влиять на итоговое отношение читателя к ним). Задание проверяет также общую эрудицию участника, в частности – знание разных произведений литературы с точки зрения системы персонажей.

Критерии оценивания: максимальный балл – 20. Распределять баллы советуем следующим образом: по 5-балльной системе оценивается: а) количество упомянутых героев, соответствующих условию задания; б) точность и глубина характеристик героев, в) наличие и точность примеров и аргументов; г) стиль ответа и отсутствие в нём речевых и иных ошибок.

Задание №2

Хорошо известная вам с детства сказка «Курочка Ряба» часто становилась объектом для остроумных и неожиданных интерпретаций. Вот одна из них, предложенная М. Казинником: «Однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства – слиток золота яйцевидной формы, совершенной обработки (скажем, яйцо Фаберже). А глупые дед и баба не оценили и стали вести себя с золотым, как всю жизнь вели себя с простым: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях. «Курочка Ряба» - это великая притча о шансе. О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения».

Представьте, что дед и баба оставили у себя это золотое яйцо – бесценное творение искусства. Сочините свой вариант авторской сказки «Курочка Ряба», где рождение чуда стало центральным эпизодом, перевернувшим жизнь героев (курочки Рябы, деда, бабы и др.). В оформлении работы можете воспользоваться советами «Как написать авторскую сказку?»:

  1. Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;

  2. Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);

  3. Придумайте смешные и грустные ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности;

  4. Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).

Комментарий к заданию:
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 7-8 классов подготовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на муниципальном этапе. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать свое умение работать в заданном направлении. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, умение создавать текст в занимательной творческой форме.

Критерии оценивания: максимальный балл – 30.
Предлагаем следующую систему оценивания данного задания: выполнение каждого (1-4) пункта условий задания оцените по 5-балльной шкале (максимально возможное число баллов – 20), отдельно оцените стиль и отсутствие речевых и иных ошибок (до 5 баллов) и оригинальность замысла и воплощения (до 5 баллов: если воплощение неоригинально, баллы по этому критерию могут не ставиться).