В данной статье собран материал о некоторых видах творческих заданий на олипиаде по литературе.
Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для школьного этапа 2017/2018 года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее (один и тот же тип задания может быть использован в 9, 10 и 11 классах – главное подобрать разный материал и разные примеры для этого типа заданий).
Примеры творческих заданий
«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.
- Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.
- Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.
- Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).
- Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться.Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала.
1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается.
2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда- то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...
Справочные материалы: русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно- фантастический роман.
Комментарии и критерии оценивания творческого задания
Рекомендуемый максимальный балл – 30 (по 15 за работу с каждым произведением).
1. Верное определение жанровой принадлежности текста, подробное и убедительное обоснование своего выбора – до 3 баллов.
В книге М.Фрая приведенные тексты отнесены к следующим жанрам:
1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника... –
«рассказы про животных» (в справочных материалах – рассказы для детей)
2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри… – «фантастический роман» (в справочных материалах – научно-фантастический роман).
2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности), точность и убедительность пояснений и комментариев – до 3 баллов.
3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.
4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла
NB: в исходном тексте М.Фрая предлагались следующие названия произведений: 1) Туськина охота; 2) Молчаливый мир. Однако при выставлении оценок следует ориентироваться не на близость придуманных учащимися названий к исходным, а на уместность заглавия в контексте предложенных характеристик героев, возможного сюжета, придуманной начальной фразы, обоснованность заглавия особенностями того художественного мира, который представляется участнику олимпиады из полученного задания.
5. Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.
Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для школьного этапа 2017/2018 года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее (один и тот же тип задания может быть использован в 9, 10 и 11 классах – главное подобрать разный материал и разные примеры для этого типа заданий).
Пример творческого задания
«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.
Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.
Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство. Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).
Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться. Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала.
1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается.
2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда- то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...
Справочные материалы: русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно- фантастический роман.
9-11
Герои чеховского рассказа «Учитель словесности» в один из вечеров оживленно обсуждают творчество А.С.Пушкина. Прочитайте этот фрагмент рассказа:
Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических экзаменах.
– Позвольте, Сергей Васильич, – перебила его Варя. – Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам VIII класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог». Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.
– Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, – угрюмо ответил Никитин.
– Я знаю, у вас в гимназии не признают Щедрина, но не в этом дело. Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?
– А то разве не психолог? Извольте, вам примеры.
И Никитин продекламировал несколько мест из «Онегина», потом из «Бориса Годунова».
– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя. – Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.
– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, – это, по-вашему, психология.
– Плоско! Однако вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?
Когда Никитину приходилось оспаривать то, что казалось ему рутиной, узостью или чем-нибудь вроде этого, то обыкновенно он вскакивал с места, хватал себя обеими руками за голову и начинал со стоном бегать из угла в угол. И теперь то же самое: он вскочил, схватил себя за голову и со стоном прошелся вокруг стола, потом сел поодаль. За него вступились офицеры. Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом деле психолог, и в доказательство привел два стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника.
Какова была бы ваша позиция в развернувшейся дискуссии? С кем из ее участников вы бы согласились, а кому возразили? По каким именно аспектам? Заинтересовала ли вас тема сочинения, которую Никитин дал ученикам? (кратко объясните свою позицию) Сформулируйте ту тему, на которую вам было бы по-настоящему интересно писать о Пушкине. Запишите свое «выступление» в дискуссии на этом чеховском вечере.
Комментарии и критерии оценивания творческого задания Задание рассчитано на самостоятельные размышления ученика по дискуссионному вопросу, не имеющему однозначного ответа. Оценивается прежде всего глубина и литературоведческая обоснованность суждений, степень их аргументированности, полнота и развернутость ответа. Ученик должен занять собственную непротиворечивую позицию в споре персонажей Чехова и убедительно ее защищать, уметь апеллировать к тексту произведений Пушкина, точно интерпретировать используемые в споре фрагменты.
Рекомендуемый максимальный балл – 30. При оценке работы принимается во внимание:
1) Убедительность позиции и выдвинутых в ее защиту аргументов – до 10 баллов;
2) Литературная эрудиция: опора на произведения А.С.Пушкина (или иных авторов, если они вводятся по сходству или контрасту) при обосновании выдвигаемых тезисов – до 10 баллов;
3) Нешаблонность, литературоведческая значимость придуманной темы
сочинения о Пушкине и его творчестве – до 5 баллов;
4) Речевое оформление, выразительность и ясность формулировок – до 5 баллов.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- Напишите статью в филологический научный журнал на тему: «Гротеск в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина».
- Предложите свой вариант ответа на письмо Д.В. Григоровича.
Д.В. Григорович – А.П. Чехову
25 марта 1886 г. Петербург
(фрагмент)
Милостивый государь Антон Павлович.
Около года тому назад я случайно прочел в "Петербургской газете" Ваш рассказ; названия его теперь не припомню; помню только, что меня поразили в нем черты особенной своеобразности, а главное – замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при описании природы. С тех пор я читал все, что было подписано Чехонте, хотя внутренне сердился за человека, который так еще мало себя ценит, что считает нужным прибегать к псевдониму. Читая Вас, я постоянно советовал Суворину и Буренину следовать моему примеру. Они меня послушали и теперь, вместе со мною, не сомневаются, что у Вас настоящий талант, – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья. Я не журналист, не издатель; пользоваться Вами я могу только читая Вас; если я говорю о Вашем таланте, говорю по убеждению. Мне минуло уже 65 лет; но я сохранил еще столько любви к литературе, с такой горячностью слежу за ее успехом, так радуюсь всегда, когда встречаю в ней что-нибудь живое, даровитое, что не мог – как видите – утерпеть и протягиваю Вам обе руки. Но это еще не все; вот что хочу прибавить: по разнообразным свойствам Вашего несомненного таланта, верному чувству внутреннего анализа, мастерству в описательном роде (метель, ночь и местность в "Агафье" и т. д.), чувству пластичности, где в нескольких строчках является полная картина: тучки на угасающей заре – "как пепел на потухающих угольях..." и т.д. – Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий. Для этого вот что нужно: уважение к таланту, который дается так редко. Бросьте срочную работу. Я не знаю Ваших средств; если у Вас их мало, голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите Ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам; Вы сразу возьмете приз и станете на видную точку в глазах чутких людей и затем всей читающей публики. В основу Ваших рассказов часто взят мотив несколько цинического оттенка, к чему это? Правдивость, реализм не только не исключают изящества, – но выигрывают от последнего. Вы настолько сильно владеете формой и чувством пластики, что нет особой надобности говорить, например, о грязных ногах с вывороченными ногтями и о пупке у дьячка. Детали эти ровно ничего не прибавляют к художественной красоте описания, а только портят впечатление в глазах читателя со вкусом. Простите мне великодушно такие замечания; я решился их высказать потому только, что истинно верю в Ваш талант и желаю ему ото всей души полного развития и полного выражения. На днях, говорили мне, выходит книга с Вашими рассказами; если она будет под псевдонимом Че-хон-те, – убедительно прошу Вас телеграфировать издателю, чтобы он поставил на ней настоящее Ваше имя. После последних рассказов в "Новом времени" и успеха "Егеря" оно будет иметь больше успеха. Мне приятно было бы иметь удостоверение, что Вы не сердитесь на мои замечания, но принимаете их как следует к сердцу точно так же, как я пишу Вам неавторитетно, – по простоте чистого сердца.
Жму Вам дружески руку и желаю Вам всего лучшего.
Уважающий Вас Д. Григорович
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- Напишите статью в филологический научный журнал на тему: «Аллегория в творчестве И.А. Крылова».
- Предложите свой вариант ответа на письмо А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин – П.А. Вяземскому
Вторая половина ноября 1825 г. Из Михайловского в Москву (фрагмент)
«…Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава Богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностию, то марая своих врагов. Его бы уличили, как уличили Руссо — а там злоба и клевета снова бы торжествовали. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением… Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. — Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе. — Писать свои Mémoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью — на том, что посторонний прочел бы равнодушно. Презирать … суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
9 класс
Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Аллитерация и ассонанс, В.А. Жуковский, всемогущество разума, «невыразимое подвластно ль выраженью?», Просвещение, Томас Грей, Silentium!/Silentium, частный человек, чувствительный герой, элегия.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований.
Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.
10 класс Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Герой-резонёр, «Горе уму», Жадов, И.А. Гончаров, «Кого везёте?», мотив сумасшествия в литературе, Мтацминда, пятый акт, Туркманчайский договор, Чаадаев.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований.
Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.
_________--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После сложнейшего отбора вы попали в список колонистов, отправляющихся обживать Марс. Командир марсианской экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-10 книг, которые могут быть полезны колонистам в их нелегком деле. Назовите эти книги, к каждой из них дайте краткую аннотацию (2-3 предложения), объясняющую ваш выбор. Комментарии к заданию №1 При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет нетолько продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать умение определять тематику и проблематику произведения, соотносить их с конкретной жизненной ситуацией, лучшие из участников – способность к со поставлению книг разных авторов. При этом произведения не обязательно должны непоср соотноситься с определенными обстоятельствами жизни. Возможно, школьник решит подчеркнуть необходимость для человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах космической экспедиции, находить поддержку в вечных ценностях, которые несет в себе литература. А может быть, он обратится к игровой литературе –– варианты тут бесконечны. Важно, как именно школьник объяснит свой выбор. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, прежде всего – умение в краткой форме представить суть художественного произведения.
Учитель поручил вам организовать встречу класса с интересным человеком. И вы привели в класс… своего любимого литературного героя! Прежде чем дать ему слово, вы представили его одноклассникам, произнеся речь на 5 минут (примерно 1,5-2 страницы рукописного текста). Запишите эту речь.
Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):
1.
Спаситель родился в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
2. Новогодняя ночь
В глазах рябит от мишуры
Огней сверкание повсюду.
Гирлянды, звездочки, шары –
Здесь все опять готово к чуду.
Бокалы часа своего
Дождутся. Вот еще минута,
И дружно грянет торжество
Под залпы пробок и салюта.
Нас Новый год одарит вновь
Погодой ветреной и снежной.
За процветанье и любовь
Мы выпьем с верой и надеждой.
И будет ночь смотреть в окно,
На лица и зверюшек маски.
Но в жизни так заведено –
Придет конец и этой сказке.
Утихнет тот хрустальный звон,
Начнут иголки осыпаться...
Ну а пока – всё, словно сон.
И неохота просыпаться!
3. На 1 января 2000 года
Подошла к кольцу двадцатка.
Валит белый снег.
Остановка. Пересадка
в двадцать первый век.
Только кто-то вот не вышел,
не успел, уснул...
Ну, а ты средь тех, кто выжил,
в новый век шагнул.
Но, с толпою на посадку
поспеши, дружок,
встань на заднюю площадку,
продыши кружок.
Видишь, старый век, как Китеж,
тонет позади?
Погляди, покуда видишь.
Да и потом – гляди.
Как известно, Н.В. Гоголь предварил основной текст “Ревизора” “Замечаниями для господ актеров”, в которых предложил краткие, но емкие описания “Характеров и костюмов” наиболее важных действующих лиц. Вот как, например, охарактеризованы Бобчинский и Добчинский: “Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского”.
Выступите в роли “соавторов” других русских драматургов, придумав подобные гоголевским “замечания” для актеров, исполняющих роли трехперсонажей (конкретный выбор персонажей – за вами). Ориентировочный объем характеристики каждого из выбранных вами персонажей – 50-100 слов. При составлении “замечаний” учитывайте специфику драматургического жанра и речевой колорит воспроизводимой в пьесе эпохи.
9 класс
Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Аллитерация и ассонанс, В.А. Жуковский, всемогущество разума, «невыразимое подвластно ль выраженью?», Просвещение, Томас Грей, Silentium!/Silentium, частный человек, чувствительный герой, элегия.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований. Закончив работу, подчеркните в тексте Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.
10 класс
Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
Герой-резонёр, «Горе уму», Жадов, И.А. Гончаров, «Кого везёте?», мотив сумасшествия в литературе, Мтацминда, пятый акт, Туркманчайский договор, Чаадаев.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф
учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований.
Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.
11 класс
Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми):
«А ниточки-то гнилые…», «В Москву! В Москву!», драматическая интрига, Московский художественный театр (МХТ), подводное течение, праведная земля, ремарки, символика, философский диалог, Хитров рынок.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом. Помните, что ваша задача – включить предложенные слова в некий общий «сюжет», через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований.
Закончив работу, подчеркните в тексте использованные вами слова и словосочетания из приведённого списка.
Напишите эссе о вашем открытии настоящей поэзии / прозы / отдельного текста какого-либо автора: какие произведения и при каких обстоятельствах впервые произвели сильное впечатление, какие смыслы вам в них открылись, как продолжилось ваше знакомство с творчеством автора, что дал вам опыт общения с этими текстами (текстом). Старайтесь приводить конкретные примеры, факты, цитаты. Придумайте для своего эссе лаконичное и выразительное заглавие. Примерный объём работы – 450-500 слов.
__________________________
Для учеников 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более трех астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50. Приведём примеры возможных заданий и прокомментируем их (школьные методические комиссии вправе придумать свои задания других типов или взять за основу эти, соблюдая преемственность заданий на школьном и муниципальном этапах).Задание № 1
Среди героев русской и мировой литературы есть такие, которых нельзя однозначно определить как «хороших» или «плохих», «положительных» или «отрицательных». Назовите 3–5 примеров таких героев. Кратко охарактеризуйте каждого из них, используя вводные слова «с одной стороны … с другой стороны…», союз «однако» или другие средства, который помогут вам оформить высказывание о неоднозначном герое. Не забудьте подтверждать свои мысли примерами.
Комментарий к заданию
Наивное восприятие любого художественного текста часто сопровождается поиском «положительных» и «отрицательных» персонажей, тогда как развитость эстетического восприятия характеризуется умением видеть неоднозначность образов персонажей, соотносить собственное их восприятие с авторским отношением к героям и восприятием героями друг друга (что также может влиять на итоговое отношение читателя к ним). Задание проверяет также общую эрудицию участника, в частности – знание разных произведений литературы с точки зрения системы персонажей.Критерии оценивания: максимальный балл – 20. Распределять баллы советуем следующим образом: по 5-балльной системе оценивается: а) количество упомянутых героев, соответствующих условию задания; б) точность и глубина характеристик героев, в) наличие и точность примеров и аргументов; г) стиль ответа и отсутствие в нём речевых и иных ошибок.
Задание № 2
Хорошо известная вам с детства сказка «Курочка Ряба» часто становилась объектом для остроумных и неожиданных интерпретаций. Вот одна из них, предложенная М. Казинником: «Однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства – слиток золота яйцевидной формы, совершенной обработки (скажем, яйцо Фаберже). А глупые дед и баба не оценили и стали вести себя с золотым, как всю жизнь вели себя с простым: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях. «Курочка Ряба» - это великая притча о шансе. О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения».
Представьте, что дед и баба оставили у себя это золотое яйцо – бесценное творение искусства. Сочините свой вариант авторской сказки «Курочка Ряба», где рождение чуда стало центральным эпизодом, перевернувшим жизнь героев (курочки Рябы, деда, бабы и др.). В оформлении работы можете воспользоваться советами «Как написать авторскую сказку?»: 1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;
2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);
3) Придумайте смешные и грустные ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности;
4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).
Комментарий к заданию
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 7-8 классов подготовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на муниципальном этапе. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать свое умение работать в заданном направлении. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, умение создавать текст в занимательной творческой форме.
Критерии оценивания: максимальный балл – 30.
Предлагаем следующую систему оценивания данного задания: выполнение каждого (1-4) пункта условий задания оцените по 5-балльной шкале (максимально возможное число баллов – 20), отдельно оцените стиль и отсутствие речевых и иных ошибок (до 5 баллов) и оригинальность замысла и воплощения (до 5 баллов: если воплощение неоригинально, баллы по этому критерию могут не ставиться).