Перейти к основному содержанию

Рабочая программа кружка "Читательская грамотность"

5 сентября, 2022
5 минут
КРУЖОК «Читательская грамотность» для обучающихся 8-9 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Русский язык с любовью» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для самообразования.

Задачи:

Программа нацелена на развитие способности понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Подробнее здесь.

Срок реализации: 1 год обучения (8 и 9 классы), 2 часа в неделю (70 часов в год).

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

Форма контроля: тестирование (входное и выходное).

Метапредметные и предметные результаты:
  • Нахождение и извлечение информации из текстов;
  • Применение информации для решения проблем;
  • Анализ и интеграция информации;
  • Оценка формы и содержания текста.
Личностные результаты:

Оценка формы и содержания текста в рамках метапредметного содержания.

Используемые учебные пособия:
  1. Гостева Ю.Н. и др. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
  2. Рослова Л.О. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
  3. Пентин А.Ю. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
  4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
  5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
Используемые интернет-ресурсы:
  1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
  2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
  3. Банк заданий ИСРО РАО
  4. Открытый банк заданий PISA
  5. Программа ИРО Брянской области по развитию ФГ
  6. МЦКО
  7. ЯКласс
Календарно-тематическое планирование:
ТемаДата по плануДата фактич.
1Введение. Проведение входного контроля  
2Составление плана на основе исходного текста  
3Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации  
4Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах  
5Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?  
6Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое)  
7Что такое вопрос? Виды вопросов  
8Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач  
9Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач  
10Работа со сплошным текстом  
11Работа со сплошным текстом  
12Определение основной темы и идеи в эпическом произведении  
13Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени  
14Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах  
15Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах  
16Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?  
17Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?  
18Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)  
19Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)  
20Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи  
21Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи  
22Работа с несплошным текстом: таблицы и карты  
23Работа с несплошным текстом: таблицы и карты  
24Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации  
25Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации  
26Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах  
27Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах  
28Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?  
29Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?  
30Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)  
31Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)  
32Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа  
33Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа  
34Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа  
35Типы задач на грамотность. Позиционные задачи  
36Типы задач на грамотность. Позиционные задачи  
37Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы  
38Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы  
39Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации  
40Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации  
41Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации  
42Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах  
43Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах  
44Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?  
45Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?  
46Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)  
47Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)  
48Поиск ошибок в предложенном тексте  
49Поиск ошибок в предложенном тексте  
50Типы задач на грамотность. Информационные задачи  
51Типы задач на грамотность. Информационные задачи  
52Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры  
53Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры  
54Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации  
55Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации  
56Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации  
57Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах  
58Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах  
59Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?  
60Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?  
61Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование)  
62Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование)  
63Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи  
64Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи  
65Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи  
66Работа со смешанным текстом. Составные тексты  
67Работа со смешанным текстом. Составные тексты  
68Проведение выходного контроля  
69Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг)  
70Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг)