КРУЖОК «Читательская грамотность» для обучающихся 8-9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Русский язык с любовью» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для самообразования.
Задачи:
Программа нацелена на развитие способности понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Подробнее здесь.
Срок реализации: 1 год обучения (8 и 9 классы), 2 часа в неделю (70 часов в год).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Форма контроля: тестирование (входное и выходное).
Метапредметные и предметные результаты:
- Нахождение и извлечение информации из текстов;
- Применение информации для решения проблем;
- Анализ и интеграция информации;
- Оценка формы и содержания текста.
Личностные результаты:
Оценка формы и содержания текста в рамках метапредметного содержания.
Используемые учебные пособия:
- Гостева Ю.Н. и др. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
- Рослова Л.О. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
- Пентин А.Ю. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
- Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
- Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021.
Используемые интернет-ресурсы:
- РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
- Банк заданий ИСРО РАО
- Открытый банк заданий PISA
- Программа ИРО Брянской области по развитию ФГ
- МЦКО
- ЯКласс
Календарно-тематическое планирование:
| № | Тема | Дата по плану | Дата фактич. |
|---|---|---|---|
| 1 | Введение. Проведение входного контроля | ||
| 2 | Составление плана на основе исходного текста | ||
| 3 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации | ||
| 4 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах | ||
| 5 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | ||
| 6 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) | ||
| 7 | Что такое вопрос? Виды вопросов | ||
| 8 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач | ||
| 9 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач | ||
| 10 | Работа со сплошным текстом | ||
| 11 | Работа со сплошным текстом | ||
| 12 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | ||
| 13 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | ||
| 14 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах | ||
| 15 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах | ||
| 16 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | ||
| 17 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | ||
| 18 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | ||
| 19 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | ||
| 20 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | ||
| 21 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | ||
| 22 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты | ||
| 23 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты | ||
| 24 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации | ||
| 25 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации | ||
| 26 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах | ||
| 27 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах | ||
| 28 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | ||
| 29 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | ||
| 30 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | ||
| 31 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | ||
| 32 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа | ||
| 33 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа | ||
| 34 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа | ||
| 35 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи | ||
| 36 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи | ||
| 37 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы | ||
| 38 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы | ||
| 39 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации | ||
| 40 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации | ||
| 41 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации | ||
| 42 | Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах | ||
| 43 | Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах | ||
| 44 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | ||
| 45 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | ||
| 46 | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | ||
| 47 | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | ||
| 48 | Поиск ошибок в предложенном тексте | ||
| 49 | Поиск ошибок в предложенном тексте | ||
| 50 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи | ||
| 51 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи | ||
| 52 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры | ||
| 53 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры | ||
| 54 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации | ||
| 55 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации | ||
| 56 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации | ||
| 57 | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах | ||
| 58 | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах | ||
| 59 | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | ||
| 60 | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | ||
| 61 | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование) | ||
| 62 | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование) | ||
| 63 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
| 64 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
| 65 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
| 66 | Работа со смешанным текстом. Составные тексты | ||
| 67 | Работа со смешанным текстом. Составные тексты | ||
| 68 | Проведение выходного контроля | ||
| 69 | Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг) | ||
| 70 | Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг) |