Рубрика:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
КРУЖОК
«Читательская грамотность» для обучающихся в 8-9 классах
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Русский язык с любовью» разработана на основе
- нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
Приказ Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ...
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию, формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования
Задачи:
Программа нацелена на развитие
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность) подробнее здесь
Программа рассчитана на 1 год обучения (8 и 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 1 модуль – читательская грамотность – 2 часа в неделю – 70 часов в год
2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. Основные виды деятельности обучающихся: - самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); - выполнение практических заданий; - поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; - решение ситуационных и практико-ориентированных задач; - проведение экспериментов и опытов.
- Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
В 8 и 9 классах школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные и предметные результаты
- находит и извлекает информацию из различных текстов
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем
- анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста
- оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания
- оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания
- Уровни:
- Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания
- Уровень оценки (рефлексии ) в рамках метапредметного содержания
Личностные результаты
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания.
Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания
Содержание
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Используемые учебные пособия
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Брянской области по развитию ФГ http://bipkro.ru:55000/index.php/ucheba/kurs/rabochie-programmy
6. МЦКО https://mcko.ru/ 7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности 9, 11 классов
№ |
Тема |
Дата по плану |
Дата фактич. |
|
Введение. Проведение входного контроля |
|
|
|
Составление плана на основе исходного текста |
|
|
|
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах |
|
|
|
Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его частей? |
|
|
|
Типы текстов: текст-описание (художественноеи техническое |
|
|
|
Что такое вопрос? Виды вопросов |
|
|
|
Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач |
|
|
|
Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач |
|
|
|
Работа со сплошным текстом |
|
|
|
Работа со сплошным текстом |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении |
|
|
|
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени |
|
|
|
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах |
|
|
|
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах |
|
|
|
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
|
|
|
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
|
|
|
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж) |
|
|
|
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж) |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах |
|
|
|
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
|
|
|
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
|
|
|
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) |
|
|
|
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) |
|
|
|
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа |
|
|
|
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа |
|
|
|
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации |
|
|
|
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах |
|
|
|
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? |
|
|
|
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? |
|
|
|
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) |
|
|
|
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) |
|
|
|
Поиск ошибок в предложенном тексте |
|
|
|
Поиск ошибок в предложенном тексте |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Информационные задачи |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Информационные задачи |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры |
|
|
|
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры |
|
|
|
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации |
|
|
|
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации |
|
|
|
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах |
|
|
|
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах |
|
|
|
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
|
|
|
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
|
|
|
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование) |
|
|
|
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование) |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи |
|
|
|
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи |
|
|
|
Работа со смешанным текстом. Составные тексты |
|
|
|
Работа со смешанным текстом. Составные тексты |
|
|
|
Проведение выходного контроля |
|
|
|
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг) |
|
|
|
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг) |
|
|