Русский язык 10 класс. Тест. Именные части речи

Рубрика: 

Урок 51. Контрольное тестирование «Именные части речи»

Учебник: Шамшин, Гольцова

Урок развивающего контроля

Цели:

  • Деятельностная: научить детей способам самоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
  • Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
  • Предметная цель: проверить знания по теме с помощью теста

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону на следующем уроке

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. ?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Отметьте предложение, в котором в выделенном слове пишется корень -кас-.

 

А) Ел же он, только разве из учтивости прик_саясь к кускам, которые поминутно накладывала на его тарелку Катерина Ивановна, и то только(,) чтоб ее не обидеть.

Б) И он [Раскольников] вдруг ощутил, что мнительность его, от одного соприк_сновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в одно мгновение в чудовищные размеры.

 

2. Какое из выделенных слов пишется с гласной о в корне?

 

А) Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щ_лочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты.

Б) Это был господин немолодых уже лет, ч_порный, осанистый, с осторожною и брезгливою физиономией…

В) Ч_рный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце.

 

3. Укажите верный вариант.

 

А) Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла з_ря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.

Б) Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий з_кат яркого, красного солнца.

В) Вдруг яркий свет оз_рил его комнату: вошла Настасья со свечой и с тарелкой супа.

Г) Тотчас же бросился он [Раскольников] к свету осматривать носок и б_хрому…

 

4. Укажите, какое из выделенных слов пишется слитно.

 

А) На какое дело хочу покуситься и в то(же) время каких пустяков боюсь!

Б) Он [Мармеладов] был то(же) как будто в некотором волнении.

В) В то(же) утро, нисколько не мешкая, прямо от нас, отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила ее невинность и благородство ее чувств и поведения.

 

5. В каком предложении в выделенном слове пишется приставка пре-?

 

А) С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он [Раскольников] к пр_огромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, другою – на улицу.

Б) Немного спустя дверь пр_отворилась на крошечную щ_лочку.

В) Многое он потом пр_помнил.

 

6. Обоими или обеими? Найдите «третье лишнее».

 

Входящие и выходящие так шмыгали под об_ими (А) воротами и на об_их (Б) дворах дома. Но он [Мармеладов] был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, об_ими (В) руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол.

 

7. В каком слове после ц пишется и?

 

А) А ныне: на ц_почках ходят, детей унимают: «Семен Захарыч на службе устал, отдыхает, тш!».

Б) Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца ц_пленок, и очень, очень занимала его.

В) Свет померк скоро, но мука осталась, и Зосимов, наблюдавший и изучавший своего пац_ента со всем молодым жаром только что начинающего полечивать доктора, с удивлением заметил в нем, с приходом родных, вместо радости, как бы тяжелую скрытую решимость перенесть час-другой пытки, который нельзя уж избегнуть.

 

8. Найдите слово с корнем -клан-.

 

А) Пульхерия Александровна хотела было и Сонечке покл_ниться, но как-то не удалось, и, заторопившись, вышла из комнаты.

Б) Разумихин откл_нялся и весь засиял.

В) Сонечка смутилась, покл_нилась как-то уторопленно и испуганно, и какое-то даже болезненное ощущение отразилось в лице ее, как будто вежливость и внимание Авдотьи Романовны были ей тягостны и мучительны.

 

9. В каком из выделенных слов пишется корень -рос-?

 

А) Наконец беспокойство ее возр_сло до крайних пределов.

Б) Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нар_стала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась…

 

10. В каком из выделенных слов пишется буква е?

 

Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках зап_рали (А) свои заведения или снимали и приб_рали (Б) свой товар и расходились по домам, ровно как и их покупатели. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отп_рто (В) в эту минуту, но он не поднял головы – силы не было.

 

11. В каком из числительных пишется ь?

 

А) За стойкой находился мальчишка лет четыр_надцати, и был другой мальчик моложе, который подавал, если что спрашивали.

Б) Это был человек лет уже за пят_десят...

В) Пят_надцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина.

 

12. Какое из сложных прилагательных пишется через дефис?

 

А) Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом (бледно) желтом лице.

Б) (Бело)брысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

В) Не доходя Сенной, на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой (черно)волосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс.

 

13. В каком из выделенных существительных пишется ь?

 

А) Раскольников сел; дрож_ его проходила, и жар выступал во всем теле.

Б) Все с плеч_ слетело.

В) Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику.

 

14. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква н.

 

А) Я звери_ый образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, – урожденная штаб-офицерская дочь.

Б) Было еще очень рано, утре_ий холодок еще не смягчился.

В) Она взглянула на Раскольникова… тот стоял у стены, сложив накрест руки, и огне_ым взглядом смотрел на нее.

 

15. В каком случае бы пишется слитно?

 

А) Никакой хозяйки, в сущности, он [Раскольников] не боялся, что(бы) та ни замышляла против нее.

Б) Если бы кто зашел, что(бы) он подумал?

В) Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в обе стороны, что(бы) тем облегчить карманный обыск.

 

16. Найдите существительное с одной буквой н.

 

А) Да, моше_ик какой-то!

Б) Народ расходился, полицейские возились еще с утопле_ицей, кто-то крикнул про контору…

В) Прида_ого тоже никакого, да он на прида_ое и не стал бы рассчитывать…

 

17. Укажите существительное с двумя л.

 

А) Вдруг она [женщина] облокотилась правою рукой о пери_а, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую и бросилась в канаву.

Б) Они [студент и офицер] сыграли на би_иарде и стали пить чай.

В) Она [Соня] прошла в третий этаж, повернула в га_ерею и позвонила в девятый нумер…

 

18. Укажите вариант без ь.

 

А) Впрочем, будет еще время вам сговорит_ся

Б) Часы я вам завтра заложу и принесу деньги, а там все уладит_ся.

В) Голова его слегка было начала кружит_ся; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице.

 

19. В каком случае не с глаголами пишется слитно?

 

А) Но в комнате (не)было ничего особенного.

Б) Соня (не)договорила и заплакала.

В) (Не)доставало какой-нибудь повязки на руке или чехла из тафты на пальце для полного сходства с человеком, у которого, например, очень больно нарывает палец, или ушиблена рука, или что-нибудь в этом роде.

 

20. Правописание гласных о или е в суффиксах прилагательных после шипящих. Найдите «третье лишнее».

 

А) Скоро крепкий, свинц_вый сон налег на него, как будто придавил.

Б) Она [Соня] была тоже в лохмотьях; наряд ее был грош_вый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире…

В) Они [женщины] разговаривали сиплыми голосами; все были в ситц_вых платьях, в козловых башмаках и простоволосые.

 

21. Укажите предложение с собирательным числительным.

 

А) Идти ему [Раскольникову] было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.

Б) Но в то же самое мгновение несколько человек, громко и часто говоривших, стали шумно подниматься на лестницу. Их было трое или четверо.

В) Затем повернули вверх и прошли мимо, в четвертый этаж, громко разговаривая.

22. Напишите названия всех частей речи и то, что они обозначают (с примерами).

 

 

 

Материалы по теме