Рубрика:
Урок 18 – 6 класс
М.Ю.Лермонтов. «Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и любви к родине»
Урок «открытия» нового знания
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Цель урока:
познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.
Тип урока: урок исследование
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать образ лирического героя и автора в лирике;
- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- делать устный и письменный анализ стихотворения;
- владеть навыками выразительного чтения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Дополнительно:
- Проблема.
- Тема.
- Актуальность - почему эту проблему нужно изучать.
- Цель исследования – что в результате предполагается получить.
- Гипотеза (предположение).
- Новизна – что новое обнаружено в ходе исследования.
- Задачи исследования.
- Литература по этой проблеме.
- Методика исследования – как и что исследовали.
- Результаты исследования – собственные данные.
- Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||
1. Организационный момент. 2. Этап мотивации к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
3. Формулирование темы и целей урока. Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся. |
Приветствие учителя. |
Приветствие учащихся.
Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют тему и цели урока. |
||||||||||
4. Подготовка к восприятию стихотворения. |
История создания стихотворения. Работа с учебником. с.149 - Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»? |
Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос. |
||||||||||
5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление. |
Прослушивание фонохрестоматии 6 класс. |
Слушают выразительное чтение, развивают воображение, строят мини-текст в художественном стиле. |
||||||||||
6. Анализ-исследование стихотворения. Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи |
-О чём стихотворение? Обратимся к названию.
- В чём особенность построения 2 строфы? К кому обращается?
- Какая причина самая горькая? Почему? - Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему?
Эксперимент. - Представьте, что завидует и объясните, чему завидует. (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…) - Получается, что … (жалеет. Такой судьбы, как у тучек, не хочет). - По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза? - Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно). |
Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют. Делают письменный разбор художественных средств. Работают с таблицей, находят средства выразительности. Выполняют словарную работу. Лазурный - цвета лазури, светло-синий. Жемчужина - зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета. |
||||||||||
7. Рефлексия. Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний |
- Выразительное чтение стихотворения. - О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт? (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии). - Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!) - Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики? - Круги на воде». Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя. Т - тоска - Д/з. Письменный вывод. Каким представили М.Ю.Лермонтова, прочитав стихотворение «Тучи»? Выучить наизусть. |
Осуществляют самооценку своей деятельности.
Работают в парах.
|
||||||||||
8. Контроль деятельности ученика. Цель - Создание ситуации успеха. |
Выставление оценок |
Оценивание |