Данный материал рассматривает важный аспект теории литературы - литературную деталь.
На «трамвайною» тематику писали Н. Гумилёв «Заблудившийся трамвай» Е. И. Замятин «Десятиминутная драма», «Дракон», А.И.Куприн «В трамвае», В. Шкловский «О трамвайном фольклоре», Михаил Зощенко «В трамвае» и другие.
В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» трамвай отрезает Берлиозу голову. Этот страшный случай напоминает гильотинирование. Воланд демонстрирует свою силу, доказывает неверующим ни во что москвичам, что высшие силы существуют. Свидетелем гибели Берлиоза становится только Иван Бездомный. «Трамвай на Патриарших появился как «Летучий голландец» - предвестник несчастья». Создается впечатление, что трамвай, который переехал председателя МАССОЛИТА представляется мистическим, так как в тридцатые годы трамваи обычно были переполненными, председателя МАССОЛИТА переезжает пустой вагон, не издающий ни одного звука.
В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» трамвай - место смерти главного героя – Юрия Живаго, который задыхается в сломанном трамвае, пытается, но не может из него выбраться: «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...». Трамвай представляется нам символом страны, искалеченной, изломанной, а человек в ней не может свободно дышать.
Н. Гумилёв «Заблудившийся трамвай» (1919)
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня <…>.
Читатель ощущает, что заблудился не только человек, растерявшийся в "страшном мире", но и вся Россия. И снова трамвай - мистический символ, символ машины времени. Трамвай, как и поезд идёт по рельсам - путь предначертан.
Поезд зачастую становится предзнаменованием смерти, ее носителем. В романе Л.Н. Толстого Анна Каренина гибнет под его колесами. Князя Мышкина мы впервые встречаем в поезде, там он встречается с Рогожиным и Лебедевым, людьми, которые сыграли впоследствии роковую роль в его жизни. Таким образом, трамвай и поезд близки по роли в понимании идейного смысла поизведения.
Булат Окуджава — Синий троллейбус
Поделиться…
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.
Последний троллейбус, по улицам мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье, крушенье.
Последний троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры, матросы твои
приходят на помощь.
Я с ними не раз уходил из беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты
в молчаньи, молчаньи.
Последний троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает, стихает. (1957)
Трамвай становится спасительным «другом, который помогает в трудную минуту. Лирический герой будто бы заклинает его мчаться по улицам, кружиться по бульварам . Только так спасительный троллейбус может подобрать всех тех, кто тоже потерпел крушение. Герой просит его отворить двери и ему.
Можно почитать об этом https://buravstakane.livejournal.com/55502.html
М.Зощенко писал: "Давеча еду в трамвае. И стою, конечно, на площадке, поскольку я не любитель внутри ехать.
Стою на площадке и любуюсь окружающей панорамой. <…> И вот стою на площадке, и душа у меня очень восторженно воспринимает каждую краску, каждый шорох и каждый отдельный момент". ("В трамвае") Это уличная сценка, жанровая зарисовка ерпеливо учит, разъясняет, растолковывает истины , обращаясь к уму и совести читателя. В грустно-иронической манере повествования писателя возникают мажорные интонации, проявляется твердая убежденность оптимиста. историческая обреченность прошлого, неотвратимость и неизбежность торжества высокого и прекрасного.
Виктор Цой. Мироощущение поэта, личности в конце 20 века:
Мое место слева, и я должен там сесть,
Не пойму, почему мне так холодно здесь?
Я не знаком с соседом, хоть мы вместе уж год.
И мы тонем, хотя каждый знает, где брод;
И каждый с надеждой глядит в потолок
Припев:
Троллейбуса, который идет на восток.
Троллейбуса, который идет на восток.
Троллейбуса, который...
Все люди - братья, мы - седьмая вода,
И мы едем, не знаю, зачем и куда.
Мой сосед не может, он хочет уйти,
Но он не может уйти, он не знает пути;
И вот, мы гадаем, какой может быть прок
Припев:
В троллейбусе, который идет на восток.
В троллейбусе, который идет на восток.
В троллейбусе, который...
В кабине нет шофера, но троллейбус идет;
И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда, где
На долю секунды показалась звезда.
Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог -
Припев:
Троллейбус, который идет на восток.
Троллейбус, который идет на восток.
Троллейбус, который...