Перейти к основному содержанию

Перспективная модель единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

11 минут
Еще нет оценок

Пояснения к перспективной модели единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

Данная модель не будет использоваться на ЕГЭ 2017 г.

Задания, включённые в перспективную модель ЕГЭ по литературе, не отражают всех вопросов содержания, которые могут проверяться на ЕГЭ. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе.

Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Перспективная модель ЕГЭ по литературе размещена для проведения общественно-профессионального обсуждения.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 5 заданий).

Часть 1 включает в себя задания 1–4, требующие развёрнутого ответа.

Задания 1.1/1.2 и задание 2 относятся к фрагменту эпического / лироэпического / драматического произведения. Задания 1.1/1.2 даны на выбор: выполните ОДНО из них.

Задания 3.1/3.2 и задание 4 относятся к лирическому стихотворению или его фрагменту. Задания 3.1/3.2 даны на выбор: выполните ОДНО из них.

Часть 2 включает в себя четыре задания (5.1–5.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Для выполнения всех заданий используйте бланки ответов №2. Ответы записывайте яркими чёрными чернилами (допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек).

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1 или 1.2 (на выбор) и задание 2.

Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.

Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.

Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.

Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Пьян.

Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.

Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия... О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)

Ч а с т н ы й  п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.

Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза[1] наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.

Все уходят.

(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)

[1] Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности).

Из заданий 1.1 и 1.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранного Вами задания.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).

Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Избегайте фактических ошибок.

Рассуждайте логично.

Соблюдайте нормы речи.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

1.1

Что в приведённом фрагменте пьесы указывает на реальное положение дел в городе N?

1.2

Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер задания.

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).

Укажите его название и фамилию автора.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов). По своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия.

Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Избегайте фактических ошибок.

Рассуждайте логично.

Соблюдайте нормы речи.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

2

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?

Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

* * *

            Часовые любви на Смоленской стоят.

            Часовые любви у Никитских не спят.

            Часовые любви

            по Петровке идут неизменно...

            Часовым полагается смена.

            О, великая вечная армия,

            где не властны слова и рубли,

            где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!

            Пусть поход никогда ваш не кончится.

                           О, когда б только эти войска!..

            Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает

                                                                        весна.

            Часовые любви на Волхонке стоят.

            Часовые любви на Неглинной не спят.

            Часовые любви

            по Арбату идут неизменно...

            Часовым полагается смена.

                        (Б.Ш. Окуджава, 1958)                        

Из заданий 3.1 и 3.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранного Вами задания.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).

Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Избегайте фактических ошибок.

Рассуждайте логично.

Соблюдайте нормы речи.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

3.1

Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?

3.2

Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер задания и выполните задание 4.

Подберите произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).

Укажите его название и фамилию автора.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов). По своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия.

Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Избегайте фактических ошибок.

Рассуждайте логично.

Соблюдайте нормы речи.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

4

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений.

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

– раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

– аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

–обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

– не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

–используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

– продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

– соблюдайте нормы речи,

– пишите чётко и разборчиво.

5.4

5.2

5.1

Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на эпизоды романа)

5.3

Любовь как «вечная» тема в лирике А.А.Ахматовой.

Страницы истории в русской литературе. (На примере одного произведения)

Критерии проверки  и оценивания  выполнения заданий
 

Оценка выполнения заданий 1.1, 1.2, 3.1, 3.2

Экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии 1 (соответствие ответа заданию) и 2 (глубина ответа) являются основными. Если хотя бы по одному из них за ответ ставится 0 баллов, ответ далее не оценивается (в протокол проверки выставляется 0 баллов).

Итоговый балл за выполнение задания 1.1 или 1.2 выставляется в колонку № 1; за выполнение задания 3.1 или 3.2 – в колонку № 4 протокола.

Баллы

Критерии

  1. Соответствие ответа заданию

1

ответ соответствует заданию

0

ответ не соответствует заданию

  1. Глубина ответа

2

дан глубокий ответ на вопрос задания

1

дан поверхностный ответ на вопрос задания

0

ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен (грубо искажено содержания произведения)

  1. Опора на текст

1

суждения обоснованы текстом произведения

0

суждения не обоснованы текстом произведения

  1. Фактологическая точность

2

фактические ошибки отсутствуют

1

допущена одна фактическая ошибка

0

допущены две фактические ошибки

  1. Логичность 

1

логические ошибки отсутствуют

0

допущена одна или более одной логической ошибки

  1. Соблюдение речевых норм

1

речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка

0

допущено более одной речевой ошибки

Максимальный балл 8

Оценка выполнения сопоставительных заданий 2 и 4

Экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии 1 (соответствие ответа заданию) и 2 (глубина ответа) являются основными. Если хотя бы по одному из них за ответ ставится 0 баллов, ответ далее не оценивается (в протокол проверки выставляется 0 баллов).

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления одно произведение (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).

Оценка за задание 2 по первому критерию ставится в колонку 2 протокола; по второму критерию – в колонку 3. Оценка за задание 4 по первому критерию ставится в колонку №5 протокола; по второму критерию – в колонку №6.

Баллы

Критерии

1. Соответствие ответа заданию (сопоставление)

2

выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа

0

выбранное произведение не сопоставлено с предложенным текстом,

или произведение для сопоставления не выбрано

2. Глубина ответа

2

дан глубокий ответ на вопрос задания

1

дан поверхностный ответ на вопрос задания

0

ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен (грубо искажено содержания произведения)

3. Аргументированность, логичность и речевое оформление ответа

3.1. Опора на текст

1

тезисы обоснованы текстом произведения

0

тезисы не обоснованы текстом произведения

3.2. Фактологическая точность

2

фактические ошибки отсутствуют

1

допущена одна фактическая ошибка

0

допущено более одной фактической ошибки

3.3. Логичность

1

логические ошибки отсутствуют

0

допущена одна или более одной логической ошибки

3.4. Соблюдение речевых норм

1

речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка

0

допущено более одной речевой ошибки

Максимальный балл 9 

Оценка выполнения заданий 5.1–5.4

Среди критериев, по которым оценивается сочинение, критерии 1 (соответствие теме) и 2 (глубина раскрытия темы) являются основными. Если хотя бы по одному из них ставится 0 баллов, сочинение далее не проверяется. По всем критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первому критерию ставится в колонку №7 протокола, по второму – в колонку №8, по третьему – в колонку №9, по четвёртому – в колонку №10, по пятому – в колонку №11, по шестому – в колонку №12.

При оценке сочинения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 200 до 250 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерии оценивания ответов на задание

Баллы

Критерии

1. Соответствие теме

1

сочинение написано на заданную тему

0

сочинение написано не на тему и/или оно содержательно несостоятельно (грубо искажается содержание произведения и/или авторская позиция)

2. Глубина раскрытия темы

2

тема раскрыта полно, многоаспектно

1

тема раскрыта узко, односторонне

0

тема не раскрыта

3. Опора на текст произведения

3.1. Привлечение текста

2

суждения обосновываются текстом произведения, текст привлекается на уровне анализа его элементов

1

текст произведения привлекается в форме общего рассуждения о его содержании (без отсылок к конкретным эпизодам, персонажам, микротемам и пр.) или только в форме пересказа

0

текст произведения не привлекается, суждения текстом не обосновываются

3.2. Фактологическая точность

3

фактические ошибки отсутствуют

2

допущена одна фактическая ошибка

1

допущены две фактические ошибки

0

допущено более двух фактических ошибок

4. Композиционная цельность, логичность, аргументированность

4.1. Композиционная цельность

2

сочинение обладает композиционной цельностью, соблюдены пропорции между его частями

1

в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения в пропорциональности смысловых частей и/ или есть отдельные нарушения связи между ними

0

в сочинении не прослеживается композиционный замысел и/или нарушения последовательности частей сочинения затрудняют понимание смысла

4.2. Логичность

2

логические ошибки отсутствуют

1

допущена одна логическая ошибка

0

допущено две или более двух логических ошибок

4.3. Аргументированность

2

все тезисы аргументированы

1

не все тезисы аргументированы

0

тезисы не аргументированы

5. Владение теоретико-литературными понятиями

2

теоретико-литературные понятия включены в текст сочинения и использованы для анализа, выявлена роль хотя бы одного художественного средства для раскрытия темы сочинения

1

теоретико-литературные понятия включены в текст сочинения, но не выявлена роль хотя бы одного художественного средства для раскрытия темы сочинения

0

теоретико-литературные понятия не включены в текст сочинения

6. Соблюдение речевых норм

3

речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка

2

допущены две-три речевые ошибки

1

допущены четыре речевые ошибки

0

допущено пять и более речевых ошибок

 

Максимальный балл за сочинение 19