Пояснения к перспективной модели единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ
Данная модель не будет использоваться на ЕГЭ 2017 г.
Задания, включённые в перспективную модель ЕГЭ по литературе, не отражают всех вопросов содержания, которые могут проверяться на ЕГЭ. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе.
Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Перспективная модель ЕГЭ по литературе размещена для проведения общественно-профессионального обсуждения.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 5 заданий).
Часть 1 включает в себя задания 1–4, требующие развёрнутого ответа.
Задания 1.1/1.2 и задание 2 относятся к фрагменту эпического / лироэпического / драматического произведения. Задания 1.1/1.2 даны на выбор: выполните ОДНО из них.
Задания 3.1/3.2 и задание 4 относятся к лирическому стихотворению или его фрагменту. Задания 3.1/3.2 даны на выбор: выполните ОДНО из них.
Часть 2 включает в себя четыре задания (5.1–5.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Для выполнения всех заданий используйте бланки ответов №2. Ответы записывайте яркими чёрными чернилами (допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек).
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1 или 1.2 (на выбор) и задание 2.
Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.
Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия... О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза[1] наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.
Все уходят.
(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)
[1] Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности).
Из заданий 1.1 и 1.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранного Вами задания.
Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Избегайте фактических ошибок.
Рассуждайте логично.
Соблюдайте нормы речи.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
1.1 |
Что в приведённом фрагменте пьесы указывает на реальное положение дел в городе N?
1.2 |
Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер задания.
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
Укажите его название и фамилию автора.
Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов). По своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Избегайте фактических ошибок.
Рассуждайте логично.
Соблюдайте нормы речи.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
2 |
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
* * *
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно...
Часовым полагается смена.
О, великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска!..
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.
Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно...
Часовым полагается смена.
(Б.Ш. Окуджава, 1958)
Из заданий 3.1 и 3.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранного Вами задания.
Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Избегайте фактических ошибок.
Рассуждайте логично.
Соблюдайте нормы речи.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
3.1 |
Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?
3.2 |
Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер задания и выполните задание 4.
Подберите произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
Укажите его название и фамилию автора.
Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов). По своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Избегайте фактических ошибок.
Рассуждайте логично.
Соблюдайте нормы речи.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
4 |
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений.
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.
Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):
– раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,
– аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,
–обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),
– не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,
–используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,
– продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,
– соблюдайте нормы речи,
– пишите чётко и разборчиво.
5.4 |
5.2 |
5.1 |
Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума») |
Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на эпизоды романа) |
5.3 |
Любовь как «вечная» тема в лирике А.А.Ахматовой. |
Страницы истории в русской литературе. (На примере одного произведения) |
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий
Оценка выполнения заданий 1.1, 1.2, 3.1, 3.2
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии 1 (соответствие ответа заданию) и 2 (глубина ответа) являются основными. Если хотя бы по одному из них за ответ ставится 0 баллов, ответ далее не оценивается (в протокол проверки выставляется 0 баллов).
Итоговый балл за выполнение задания 1.1 или 1.2 выставляется в колонку № 1; за выполнение задания 3.1 или 3.2 – в колонку № 4 протокола.
Баллы |
Критерии |
|
|
1 |
ответ соответствует заданию |
0 |
ответ не соответствует заданию |
|
|
2 |
дан глубокий ответ на вопрос задания |
1 |
дан поверхностный ответ на вопрос задания |
0 |
ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен (грубо искажено содержания произведения) |
|
|
1 |
суждения обоснованы текстом произведения |
0 |
суждения не обоснованы текстом произведения |
|
|
2 |
фактические ошибки отсутствуют |
1 |
допущена одна фактическая ошибка |
0 |
допущены две фактические ошибки |
|
|
1 |
логические ошибки отсутствуют |
0 |
допущена одна или более одной логической ошибки |
|
|
1 |
речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка |
0 |
допущено более одной речевой ошибки |
Максимальный балл 8 |
Оценка выполнения сопоставительных заданий 2 и 4
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии 1 (соответствие ответа заданию) и 2 (глубина ответа) являются основными. Если хотя бы по одному из них за ответ ставится 0 баллов, ответ далее не оценивается (в протокол проверки выставляется 0 баллов).
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления одно произведение (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).
Оценка за задание 2 по первому критерию ставится в колонку 2 протокола; по второму критерию – в колонку 3. Оценка за задание 4 по первому критерию ставится в колонку №5 протокола; по второму критерию – в колонку №6.
Баллы |
Критерии |
1. Соответствие ответа заданию (сопоставление) |
|
2 |
выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
1 |
выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа |
0 |
выбранное произведение не сопоставлено с предложенным текстом, или произведение для сопоставления не выбрано |
2. Глубина ответа |
|
2 |
дан глубокий ответ на вопрос задания |
1 |
дан поверхностный ответ на вопрос задания |
0 |
ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен (грубо искажено содержания произведения) |
3. Аргументированность, логичность и речевое оформление ответа |
|
3.1. Опора на текст |
|
1 |
тезисы обоснованы текстом произведения |
0 |
тезисы не обоснованы текстом произведения |
3.2. Фактологическая точность |
|
2 |
фактические ошибки отсутствуют |
1 |
допущена одна фактическая ошибка |
0 |
допущено более одной фактической ошибки |
3.3. Логичность |
|
1 |
логические ошибки отсутствуют |
0 |
допущена одна или более одной логической ошибки |
3.4. Соблюдение речевых норм |
|
1 |
речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка |
0 |
допущено более одной речевой ошибки |
Максимальный балл 9 |
Оценка выполнения заданий 5.1–5.4
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, критерии 1 (соответствие теме) и 2 (глубина раскрытия темы) являются основными. Если хотя бы по одному из них ставится 0 баллов, сочинение далее не проверяется. По всем критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первому критерию ставится в колонку №7 протокола, по второму – в колонку №8, по третьему – в колонку №9, по четвёртому – в колонку №10, по пятому – в колонку №11, по шестому – в колонку №12.
При оценке сочинения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 200 до 250 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Критерии оценивания ответов на задание
Баллы |
Критерии |
1. Соответствие теме |
|
1 |
сочинение написано на заданную тему |
0 |
сочинение написано не на тему и/или оно содержательно несостоятельно (грубо искажается содержание произведения и/или авторская позиция) |
2. Глубина раскрытия темы |
|
2 |
тема раскрыта полно, многоаспектно |
1 |
тема раскрыта узко, односторонне |
0 |
тема не раскрыта |
3. Опора на текст произведения |
|
3.1. Привлечение текста |
|
2 |
суждения обосновываются текстом произведения, текст привлекается на уровне анализа его элементов |
1 |
текст произведения привлекается в форме общего рассуждения о его содержании (без отсылок к конкретным эпизодам, персонажам, микротемам и пр.) или только в форме пересказа |
0 |
текст произведения не привлекается, суждения текстом не обосновываются |
3.2. Фактологическая точность |
|
3 |
фактические ошибки отсутствуют |
2 |
допущена одна фактическая ошибка |
1 |
допущены две фактические ошибки |
0 |
допущено более двух фактических ошибок |
4. Композиционная цельность, логичность, аргументированность |
|
4.1. Композиционная цельность |
|
2 |
сочинение обладает композиционной цельностью, соблюдены пропорции между его частями |
1 |
в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения в пропорциональности смысловых частей и/ или есть отдельные нарушения связи между ними |
0 |
в сочинении не прослеживается композиционный замысел и/или нарушения последовательности частей сочинения затрудняют понимание смысла |
4.2. Логичность |
|
2 |
логические ошибки отсутствуют |
1 |
допущена одна логическая ошибка |
0 |
допущено две или более двух логических ошибок |
4.3. Аргументированность |
|
2 |
все тезисы аргументированы |
1 |
не все тезисы аргументированы |
0 |
тезисы не аргументированы |
5. Владение теоретико-литературными понятиями |
|
2 |
теоретико-литературные понятия включены в текст сочинения и использованы для анализа, выявлена роль хотя бы одного художественного средства для раскрытия темы сочинения |
1 |
теоретико-литературные понятия включены в текст сочинения, но не выявлена роль хотя бы одного художественного средства для раскрытия темы сочинения |
0 |
теоретико-литературные понятия не включены в текст сочинения |
6. Соблюдение речевых норм |
|
3 |
речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка |
2 |
допущены две-три речевые ошибки |
1 |
допущены четыре речевые ошибки |
0 |
допущено пять и более речевых ошибок |
|
Максимальный балл за сочинение 19 |