Олимпиада. Русский язык 9 класс 1

Рубрика: 

9 КЛАСС

Задание № 1. Решите лингвистические задачи:

1. Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:

(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу; 

(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу; 

(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб; 

(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам; 

(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!

2. В какой лаборатории Академии наук СССР был создан синтетический материал лавсан?

(А) текстильных исследований; 

(Б) органических волокон; 

(В) высокомолекулярных соединений; 

(Г) синтетических тканей; 

(Д) женских прихотей.

3. В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое: 1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?

(А) 2;  (Б) 1, 2;  (В) 2, 3;  (Г) 1, 2, 3;  (Д) 1, 2, 3, 4.

Ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – А.

Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Итого: 3 балла.

Задание № 2. Определите род существительных, объясните свой выбор. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными.

Авеню, пони, брокколи, СНГ, Сочи, кофе, вуз, хинди, денди, царь-пушка.

Ответ: Авеню – ж.р., т.к. улица; широкая авеню;

            пони - м.р., т.к. несклоняемое иноязычное слово, обозначающее одушевленные предметы (животных, птиц); серый пони;

            брокколи – ж.р., т.к. капуста; вкусная брокколи;

            СНГ – ср.р., т.к. Содружество Независимых государств, ведущее слово аббревиатуры Содружество – ср.р.; дружное СНГ;

            Сочи – м.р., т.к. город; олимпийский Сочи;

            кофе – м.р., по аналогии со старой формой кофей; горячий кофе;

            вуз – м.р., т.к.  сближается с односложными словами м.р. (зуб, дуб и проч.); престижный вуз;

            хинди – м.р., т.к. язык; сложный хинди;

            денди – м.р., т.к. называет лицо мужского пола; молодой денди;

            царь-пушка – ж.р., т.к. при склонении изменяется только второе слово (Р.п. царь-пушки, Д.п. царь-пушке и т.д.); Кремлевская царь-пушка.

Оценка: за каждый правильно записанный фразеологизм -  по 1 баллу.

Итого: 10 баллов.

Задание № 3. Укажите номера словообразовательных цепочек, в которых нарушена последовательность образования слов. Исправьте ошибки.

  1. красить→перекрашивать→перекрашиваться
  2. сказать→предсказать→предсказатель→предсказательница
  3. учить→учитель→учительство→учительствовать
  4. валить→перевалить→перевалка→вперевалку
  5. варить→сварить→сварка→газосварочный
  6. пар→парить→испарить→испарение
  7. катить раскатить раскат раскатисто

ОтветПоследовательность образования слов нарушены в следующих словообразовательных цепочках:

1 - должно быть: красить→перекрасить→перекрашивать→перекрашиваться

  1. – должно быть: варить→сварить→сварка→сварочныйгазосварочный

7 - должно быть: катить раскатить раскат раскатистый раскатисто

Оценка: за каждую правильно отмеченную словообразовательную цепочку – 1 балл, за правильно исправленную цепочку – 1 балл. За каждый неправильно указанный вариант – минус 1 балл.

Итого: 6 баллов.

Задание № 4. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

  1. Город с 567815 жителями расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
  2. Разность между 78679 и 7451 составляет 71228.
  3. Сумма 582 и 360 составляет 942.

Ответ:

  1. Город с пятьюстами шестьюдесятью семью тысячами восьмьюстами пятнадцатью (1балл) расположен по обоим (1 балл) берегам реки.
  2. Разность между семьюдесятью восьмью тысячами шестьюстами семьюдесятью девятью (1 балл) и семью тысячами четырьмястами пятьюдесятью одним (1 балл) составляет семьдесят одну тысячу двести двадцать восемь (1 балл).
  3. Сумма пятисот восьмидесяти двух (1балл) и трехсот шестидесяти (1 балл) составляет девятьсот сорок два (1 балл).

Оценка: за каждое правильно записанное числительное - 1 балл.  Каждая допущенная ошибка  - минус 1 балл. Правильно записанным считается целое числительное.

Итого: 8 баллов.

Задание № 5. Подсчитайте, сколько звуков в предложении.

звук

предложение

количество

1

[с]

Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод.

 

2

[т]

Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод.

 

3

[с]

Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

 

4

[о]

Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет (А.К.Толстой)

 

5

[с']

Речка движется и не движется, вся из лунного серебра (М. Матусовский).

 

6.

[д]

Сидит дед во сто шуб одет.

 

Ответ:

звук

предложение

количество

1

[с]

Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод.

3

2

[т]

Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод.

3

3

[с]

Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

5

4

[о]

Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет (А.К.Толстой)

4

5

[с']

Речка движется и не движется, вся из лунного серебра (М. Матусовский).

2

6.

[д]

Сидит дед во сто шуб одет.

0

Оценка: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении – минус 1 балл.

Итого: 6 баллов.

Задание № 6. Решите лексические задачи.

А. Если верить русской пословице За морем телушка полушка, да рубль перевоз, то во сколько раз перевоз оказывается дороже коровы?

Ответ: Полушка – старинная монета, равная ¼ копейки или ½ деньги. А рубль был равен 100 копейкам или 200 деньгам. Следовательно, если верить пословице, перевоз оказывался в 400 раз дороже телушки.

Оценивание: За правильный ответ с объяснением – до 4 баллов.

Б. Коричневым может быть портфель или забор. А как следует сказать, если коричневый цвет – свойство а) глаз, б) волос, в) медведя, г) лошади?

Ответ: а) карий, б) каштановый, в) бурый, г) гнедой (о красновато-рыжем) или каурый (о светлокаштановом).

Оценивание: каждый ответ по 1 баллу (4-5 баллов).

В. Городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя говорит: «Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?» К кому ревнует городничий?

Ответ: Городничий ни к кому не ревнует. Слово ревность употреблено им в устаревшем сегодня значении «рвение, усердие, старание».

Оценивание: За правильный ответ с объяснением – до 3 баллов.

Итого: максимально 12 баллов.Задание № 7. В различных языках есть семантически близкие фразеологические обороты. Подберите соответствующий по смыслу русский фразеологизм, если известен буквальный перевод иноязычного фразеологизма.

  1. Жить как петух в мармеладе (французский) – жить в клевере (английский) – жить как червячок в сале (немецкий).
  2. Эта капуста зелёная, все равно что это зеленая капуста (французский) – шесть по одному, все равно что полдюжины (английская) – что подскочить, что подпрыгнуть (немецкая).
  3. Называть кошку кошкой (французский) – называть лопату лопатой (английский).
  4. Когда у кур зубы вырастут (французский) - когда свиньи полетят (английский) - когда собаки залают хвостами (немецкий).
  5. В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней: Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч). (а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Ответ

  1. Кататься как сыр в масле.
  2. Что в лоб, что по лбу.
  3. Называть своими именами.
  4. Когда рак на горе свистнет.
  5. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной) (3 балла); (б) Сапожник ходит без сапог (1 балл).

Оценивание: за правильный ответ  по 1 баллу + 3 балла за перевод словенской пословицы.

Итого: 8 баллов.

Задание № 8. Какими частями речи является слово НО в каждом из предложений?

1. Бежал, но вдруг остановился.

2. Ваше «но» мне надоело.

3. Никаких но – выполняйте приказ.

4. Он неправ, но пытается спорить.

5. «Но, пошел!» - крикнул возница.

6. Но ведь мы так устали!

7. Но-но, потише!

Ответ:

1. Бежал, но вдруг остановился. – Противительный союз.

2. Ваше «но» мне надоело. – Существительное (нескл., ср. р.).

3. Никаких но – выполняйте приказ. - Существительное (нескл., ср. р.).

4. Он неправ, но пытается спорить. - Противительный союз.

5. «Но, пошел!» - крикнул возница. - Междометие (возглас, которым возница понукает лошадей).

6. Но ведь мы так устали! - Противительный союз.

7. Но-но, потише! – Междометие (выражает предостережение).

Оценивание: за правильный ответ  по 1 баллу.

Итого: 7 баллов.

Задание № 9. Опишите структурно-семантическое различие между предложениями:        1) Холодает. 2) Поёт.

Ответ: Лексическое наполнение одной и той же схемы (модели) различает структурно-семантические типы предложений.

Холодает - безличный глагол оформляет односоставное безличное предложение.

Поёт - семантика глагола предполагает наличие действующего лица, поэтому предложение двусоставное неполное.

Оценка: за правильную трактовку каждого предложения – по 2 балла.

Итого: 4 балла.

Задание № 10. Прочитайте древнерусский текст, переведите его. Определите, какое значение имеют в данном контексте выделенные слова.

Якоже и коневи рзание, и псу брехание, и волови рютье, и лютому звѣри риканье дано есть, да то ихъ знаменье есть, такоже и человhку слово, да то его знаменье, то же его градъ, то же его сила, то же оружье, то же и стhна, сь животенъ боголюбенъ кромh всhх животъ симъ почтенъ есть.

Ответ: Как коню ржание, и псу лай, и волу рев, и барсу рычанье дано, и это их признак, так и человеку слово, и это признак его, и сила его, и оружье, оплот и ограда; боголюбивое живое существо из всех прочих животных этим отмечено.

Знаменье - в др.-русск. языке - "признак, свидетельство", в современном русском - " 1. Знак, символ. 2. Явление природы, служащее по различным религиозным понятиям предзнаменованием чего-нибудь.

Градъ - в др.- русск. "оплот".

Животъ - в др.-русск. "всякое живое существо".

Оценивание: 10 баллов за перевод+2 балла за определение каждого слова.

Итого: 16 баллов.

Задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Итого

Баллы

3

10

6

8

6

12

8

7

4

16

80

 

Материалы по теме