Рубрика:
9 КЛАСС
Задание № 1. Решите лингвистические задачи:
1. Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:
(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;
(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;
(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;
(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;
(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!
2. В какой лаборатории Академии наук СССР был создан синтетический материал лавсан?
(А) текстильных исследований;
(Б) органических волокон;
(В) высокомолекулярных соединений;
(Г) синтетических тканей;
(Д) женских прихотей.
3. В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое: 1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?
(А) 2; (Б) 1, 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4.
Ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – А.
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Итого: 3 балла.
Задание № 2. Определите род существительных, объясните свой выбор. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными.
Авеню, пони, брокколи, СНГ, Сочи, кофе, вуз, хинди, денди, царь-пушка.
Ответ: Авеню – ж.р., т.к. улица; широкая авеню;
пони - м.р., т.к. несклоняемое иноязычное слово, обозначающее одушевленные предметы (животных, птиц); серый пони;
брокколи – ж.р., т.к. капуста; вкусная брокколи;
СНГ – ср.р., т.к. Содружество Независимых государств, ведущее слово аббревиатуры Содружество – ср.р.; дружное СНГ;
Сочи – м.р., т.к. город; олимпийский Сочи;
кофе – м.р., по аналогии со старой формой кофей; горячий кофе;
вуз – м.р., т.к. сближается с односложными словами м.р. (зуб, дуб и проч.); престижный вуз;
хинди – м.р., т.к. язык; сложный хинди;
денди – м.р., т.к. называет лицо мужского пола; молодой денди;
царь-пушка – ж.р., т.к. при склонении изменяется только второе слово (Р.п. царь-пушки, Д.п. царь-пушке и т.д.); Кремлевская царь-пушка.
Оценка: за каждый правильно записанный фразеологизм - по 1 баллу.
Итого: 10 баллов.
Задание № 3. Укажите номера словообразовательных цепочек, в которых нарушена последовательность образования слов. Исправьте ошибки.
- красить→перекрашивать→перекрашиваться
- сказать→предсказать→предсказатель→предсказательница
- учить→учитель→учительство→учительствовать
- валить→перевалить→перевалка→вперевалку
- варить→сварить→сварка→газосварочный
- пар→парить→испарить→испарение
- катить → раскатить → раскат → раскатисто
Ответ: Последовательность образования слов нарушены в следующих словообразовательных цепочках:
1 - должно быть: красить→перекрасить→перекрашивать→перекрашиваться
- – должно быть: варить→сварить→сварка→сварочный→газосварочный
7 - должно быть: катить → раскатить → раскат →раскатистый → раскатисто
Оценка: за каждую правильно отмеченную словообразовательную цепочку – 1 балл, за правильно исправленную цепочку – 1 балл. За каждый неправильно указанный вариант – минус 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Задание № 4. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.
- Город с 567815 жителями расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
- Разность между 78679 и 7451 составляет 71228.
- Сумма 582 и 360 составляет 942.
Ответ:
- Город с пятьюстами шестьюдесятью семью тысячами восьмьюстами пятнадцатью (1балл) расположен по обоим (1 балл) берегам реки.
- Разность между семьюдесятью восьмью тысячами шестьюстами семьюдесятью девятью (1 балл) и семью тысячами четырьмястами пятьюдесятью одним (1 балл) составляет семьдесят одну тысячу двести двадцать восемь (1 балл).
- Сумма пятисот восьмидесяти двух (1балл) и трехсот шестидесяти (1 балл) составляет девятьсот сорок два (1 балл).
Оценка: за каждое правильно записанное числительное - 1 балл. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Правильно записанным считается целое числительное.
Итого: 8 баллов.
Задание № 5. Подсчитайте, сколько звуков в предложении.
№ |
звук |
предложение |
количество |
1 |
[с] |
Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод. |
|
2 |
[т] |
Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод. |
|
3 |
[с] |
Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там. |
|
4 |
[о] |
Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет (А.К.Толстой) |
|
5 |
[с'] |
Речка движется и не движется, вся из лунного серебра (М. Матусовский). |
|
6. |
[д] |
Сидит дед во сто шуб одет. |
|
Ответ:
№ |
звук |
предложение |
количество |
1 |
[с] |
Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод. |
3 |
2 |
[т] |
Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод. |
3 |
3 |
[с] |
Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там. |
5 |
4 |
[о] |
Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет (А.К.Толстой) |
4 |
5 |
[с'] |
Речка движется и не движется, вся из лунного серебра (М. Матусовский). |
2 |
6. |
[д] |
Сидит дед во сто шуб одет. |
0 |
Оценка: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении – минус 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Задание № 6. Решите лексические задачи.
А. Если верить русской пословице За морем телушка полушка, да рубль перевоз, то во сколько раз перевоз оказывается дороже коровы?
Ответ: Полушка – старинная монета, равная ¼ копейки или ½ деньги. А рубль был равен 100 копейкам или 200 деньгам. Следовательно, если верить пословице, перевоз оказывался в 400 раз дороже телушки.
Оценивание: За правильный ответ с объяснением – до 4 баллов.
Б. Коричневым может быть портфель или забор. А как следует сказать, если коричневый цвет – свойство а) глаз, б) волос, в) медведя, г) лошади?
Ответ: а) карий, б) каштановый, в) бурый, г) гнедой (о красновато-рыжем) или каурый (о светлокаштановом).
Оценивание: каждый ответ по 1 баллу (4-5 баллов).
В. Городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя говорит: «Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?» К кому ревнует городничий?
Ответ: Городничий ни к кому не ревнует. Слово ревность употреблено им в устаревшем сегодня значении «рвение, усердие, старание».
Оценивание: За правильный ответ с объяснением – до 3 баллов.
Итого: максимально 12 баллов.Задание № 7. В различных языках есть семантически близкие фразеологические обороты. Подберите соответствующий по смыслу русский фразеологизм, если известен буквальный перевод иноязычного фразеологизма.
- Жить как петух в мармеладе (французский) – жить в клевере (английский) – жить как червячок в сале (немецкий).
- Эта капуста зелёная, все равно что это зеленая капуста (французский) – шесть по одному, все равно что полдюжины (английская) – что подскочить, что подпрыгнуть (немецкая).
- Называть кошку кошкой (французский) – называть лопату лопатой (английский).
- Когда у кур зубы вырастут (французский) - когда свиньи полетят (английский) - когда собаки залают хвостами (немецкий).
- В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней: Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч). (а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.
Ответ:
- Кататься как сыр в масле.
- Что в лоб, что по лбу.
- Называть своими именами.
- Когда рак на горе свистнет.
- (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной) (3 балла); (б) Сапожник ходит без сапог (1 балл).
Оценивание: за правильный ответ по 1 баллу + 3 балла за перевод словенской пословицы.
Итого: 8 баллов.
Задание № 8. Какими частями речи является слово НО в каждом из предложений?
1. Бежал, но вдруг остановился.
2. Ваше «но» мне надоело.
3. Никаких но – выполняйте приказ.
4. Он неправ, но пытается спорить.
5. «Но, пошел!» - крикнул возница.
6. Но ведь мы так устали!
7. Но-но, потише!
Ответ:
1. Бежал, но вдруг остановился. – Противительный союз.
2. Ваше «но» мне надоело. – Существительное (нескл., ср. р.).
3. Никаких но – выполняйте приказ. - Существительное (нескл., ср. р.).
4. Он неправ, но пытается спорить. - Противительный союз.
5. «Но, пошел!» - крикнул возница. - Междометие (возглас, которым возница понукает лошадей).
6. Но ведь мы так устали! - Противительный союз.
7. Но-но, потише! – Междометие (выражает предостережение).
Оценивание: за правильный ответ по 1 баллу.
Итого: 7 баллов.
Задание № 9. Опишите структурно-семантическое различие между предложениями: 1) Холодает. 2) Поёт.
Ответ: Лексическое наполнение одной и той же схемы (модели) различает структурно-семантические типы предложений.
Холодает - безличный глагол оформляет односоставное безличное предложение.
Поёт - семантика глагола предполагает наличие действующего лица, поэтому предложение двусоставное неполное.
Оценка: за правильную трактовку каждого предложения – по 2 балла.
Итого: 4 балла.
Задание № 10. Прочитайте древнерусский текст, переведите его. Определите, какое значение имеют в данном контексте выделенные слова.
Якоже и коневи рзание, и псу брехание, и волови рютье, и лютому звѣри риканье дано есть, да то ихъ знаменье есть, такоже и человhку слово, да то его знаменье, то же его градъ, то же его сила, то же оружье, то же и стhна, сь животенъ боголюбенъ кромh всhх животъ симъ почтенъ есть.
Ответ: Как коню ржание, и псу лай, и волу рев, и барсу рычанье дано, и это их признак, так и человеку слово, и это признак его, и сила его, и оружье, оплот и ограда; боголюбивое живое существо из всех прочих животных этим отмечено.
Знаменье - в др.-русск. языке - "признак, свидетельство", в современном русском - " 1. Знак, символ. 2. Явление природы, служащее по различным религиозным понятиям предзнаменованием чего-нибудь.
Градъ - в др.- русск. "оплот".
Животъ - в др.-русск. "всякое живое существо".
Оценивание: 10 баллов за перевод+2 балла за определение каждого слова.
Итого: 16 баллов.
Задание |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
Итого |
Баллы |
3 |
10 |
6 |
8 |
6 |
12 |
8 |
7 |
4 |
16 |
80 |