Олимпиада. Русский язык. Словообразование

Рубрика: 

Олимпиада. Русский язык. Словообразование
1. Какие суффиксы выделяются в следующих словах? Разбейте слова на группы в зависимости от количества букв в суффиксе. Луковка, весовщик, труженица, годовщина, большинство, доказательство, слюнтяй, свинарник, пастух, беженец, прокуратура, будильник, общность, болельщик, стоимость, задолженность, сватовство, англичанин. 2. Каким способом образованы все представленные ниже слова, за исключением двух? Вещий, золотой, бескозырка, сушь, ночлег, проводы, пятый, супруга, темноглазый. Аргументируйте свой ответ. Опишите способы словообразования слов-исключений.
Ответ:
 3 буквы. Слюн-тяй. Пас-тух. Лук-овк-а.
4 буквы. Беж-ен/ец. Труж-ен/иц-а. Прокур-атур-а.
5 букв. Свин-ар/ник. Буди-льник. Общ-ность. Вес-овщик. Боле-льщик. Сват-овств-о. Год-овщин-а. Англи-чанин. Стои-мость. Больш-инств-о.
7 букв.Задолж-енн/ость. Доказа-тельств-о.
2. Нулевая суффиксация, или бессуффиксный. Вещий – вещать, золотой – золото, сушь – сухой, ночлег – ночь и лечь, проводы – провожать, пятый – пять, супруга – супруг. Темноглазый – темные глаза (сложение основ с соединительной гласной и нулевой суффиксацией) Бескозырка – без козырька (приставочно-суффиксальный с нулевой суффиксацией или с наложением морфем)
********************************************************
 Юный лингвист Феофан проводил исследование в области морфемики и словообразования. Сначала он записал отглагольные существительные ходьба, мольба, просьба и решил, что эти слова образованы по одной словообразовательной модели: с суффиксом -б- со значением отвлечённого действия, процесса от основы настоящего времени глаголов, имеющих общую особенность: инфинитив на -ить. А2. Затем в одном исследовании Феофан прочитал, что в древности существовало слово гудьба ‘музыка, игра на музыкальном инструменте’. «Я не вполне прав, – подумал Феофан, – ведь гудьба происходит от слова гудеть, а значит общая особенность другая: все эти четыре существительных образованы от основы настоящего времени глаголов современного 2 спряжения». А3. В дальнейшем Феофан обнаружил, что есть и другие слова: стрельба, борьба. Глаголы, от которых, как ему показалось, они образованы, не обнаруживают ту особенность, которая была найдена юным исследователем в п. А2, потому что все они глаголы современного 1 спряжения. Слово, которое не может быть образовано от основы настоящего времени глагола I спряжения стрелять, – стрельба, так как от основы стреляй- должно получиться стреляй-б-а. А4. Феофан предположил, что существительные стрельба, борьба образовались от глаголов 2 спряжения, так как наличие слов выстрелить / подстрелить и т.п., существующих в литературном языке, а также боритель из Примеров для анализа, показывает, что в русском языке ранее могли существовать глаголы стрелить и борить.
Наряду с примером боритель может быть указано отглагольное существительное на -ение (борение) с пояснением, что суффикс -ений- при образовании отглагольных существительных присоединяется к глаголам 2 спряжения. 7 Указание производящего глагола должно сопровождаться комментарием, подтверждающим возможность его существования, например: – наличие приставочного глагола вы-стрелить, возможно, свидетельствует о наличии производящего глагола стрелить (или вы-стрелить < стрелить).
**********************************************
Вика решила подготовиться к школьной олимпиаде по русскому языку. Для этого она выбирает тройки русских слов и упорядочивает их, руководствуясь некоторыми правилами и располагая их по некоему структурному признаку. Вот, к примеру, одна из получившихся у Вики упорядоченных троек: машинка – палка – кирка.
17. Вставьте в тройки подходящие пропущенные слова. делец – ? – тунец 1) глянец 2) конец 3) певец 4) горец Ответ: 2. 1 балл.18. Вставьте в тройки подходящие пропущенные слова. ? – зяблик – портик 1) суржик 2) тугрик 3) ножик 4) парик Ответ: 3. 1 балл. 19–22. Упорядочьте следующие тройки слов. 19. Поганка, подобный, полесье. 20. Мешок, сурок, игрок. 21. Врач, басмач, бородач. 22. Укол, угол, узор. Модель ответа и критерии оценки 19. Полесье – подобный – поганка. 20. Игрок – мешок – сурок. 21. Бородач – врач – басмач. 22. Укол – узор – угол.
По 2 балла за верную цепочку. Комментарии. В каждой тройке у всех трёх слов есть некоторая общая часть. У первого слова в цепочке эта часть – выделяемая приставка или суффикс, с помощью которой/которого образовалось это слово с современной точки зрения. У второго – часть корня с современной точки зрения, но исторически приставка или суффикс, с помощью которой/которого образовалось слово. У третьего эта часть не является словообразующей морфемой (в пределах истории русского языка) ни с современной, ни с исторической точки зрения, т. е. изначально является элементом корневой морфемы. Итого 10 баллов.
************************************
Задание. Допустим, что А и Б – это некоторые корни, x и y – некоторые некорневые морфемы (или в том числе набор некорневых морфем), а знак ! перед какойлибо литерой означает отрицание, то есть запись !x означает «любая некорневая морфема, не являющаяся x». Лингвист Й. решил проверить членимость слова буженина на морфемы. К рассмотрению он принял такие слова: осетрина, осетровый и само – буженина (которое он представил формулой Аx).
2.1. Какими формулами он представил остальные слова? Для ответа используйте исключительно литеры Б и x, а также знак ! в этих формулах. Важное замечание. Под x понимается комплекс некорневых морфем -ина. 2.2. Даны формулы: Аy, Б!x, !Бx. Какая формула не подходит ни к одному из слов, рассматриваемых лингвистом Й? Укажите формулу, слово (слова) и объясните почему.
Модель ответа и критерии оценки 2.1. Лингвист Й. представил эти слова формулами следующим образом: осетрина (Бx), осетровый (Б!x). По 1 баллу за каждую формулу. Всего 2 балла. 2.2. Нельзя представить Аy (1 балл). Условие задания предполагает членимость слова буженина (состав слова буженина обозначен лингвистом Й как Ах). Тогда в слове буженина представлен так называемый уникальный связанный корень (унирадиксоид) - бужен-, который не сочетается ни с какими другими некорневыми морфемами, кроме суффикса -ин- и окончания. (1 балл за корректное объяснение). Примечание. Для решения задания от участника не требуется знания терминов связанный корень или унирадиксоид. Итого 4 балла.
*******************************************
Задания: 1. В русском языке есть два прилагательных – А и Б. В речи большинства носителей русского литературного языка эти прилагательные различаются только одним звуком. Эти два слова некоторые исследователи считают контекстными антонимами, например, в сочетании с существительным поведение. Прилагательное А пришло в русский язык в середине ΧΙΧ века, прилагательное Б – только в XX веке. Назовите прилагательные А и Б. 2. У прилагательного А есть пароним – прилагательное В. У прилагательного Б тоже есть пароним – прилагательное Г. У прилагательных В и Г один и тот же суффикс. Приведите прилагательные В и Г. 3. Есть существительное Д, родственное прилагательным Б и Г, но не являющееся их производящим. Оно пришло в русский язык в конце XIX – начале XX в., а возникло в европейских языках от той же основы (с выпадением двух последних звуков), что и прилагательные Б и Г, с прибавлением суффикса со значением принадлежности, подобия. Если мы произнесём последний слог этого существительного, а за ним прилагательное Г, то вместе получится лингвистический термин Е со значением ‘относящийся к одному из разделов грамматики’. Приведите существительное Д и лингвистический термин Е. 7 4. В русском языке есть прилагательное Ж, которое является, во-первых, почти полным синонимом прилагательного Б в прямом значении, а во-вторых, имеет очень похожее переносное значение. Количество букв в суффиксе прилагательного Ж в два раза больше, чем в его корне, при этом количество звуков в суффиксе больше, чем в корне, на один. Приведите прилагательное Ж. 5А. Как считают учёные, с современной точки зрения, у прилагательных А и В разные производящие слова (З и И). Назовите слова З и И, а также словообразовательные средства, с помощью которых от них образованы прилагательные А и В. 5Б. Определите суффикс прилагательного Б. Укажите и охарактеризуйте (с точки зрения словообразования) основу прилагательных Б и Г.
Модель ответа: 1. А — тактичный, Б — токсичный, 2. В — тактический, Г — токсический, 3. Д — токсин, Е — синтаксический, 4. Ж — ядовитый, 5А. З – такт, И – тактика. Словообразовательные средства для А и В – суффиксы -ичн- и -еск-. 5Б. Суффикс в прилагательном Б – -н-; основа прилагательных Б и Г – -токсич-. Она встречается только в составе производных основ родственных слов, то есть непременно в соединении с аффиксами / другой основой; в науке такая основа называется связанной. Данная основа является заимствованной, непроизводной (заимствована из европейских языков в «готовом виде»), при этом обнаруживается чередование к//ч (токсичный – токсикология ‘наука о ядах’), характерное для исконно русских слов (сравни: рука – ручка).
*************************************************





 

Материалы по теме