Краткая информация о перспективной модели ЕГЭ по литературе, итогах ее апробации и предварительного обсуждения

Рубрика: 

Изменения, внесенные в модель ЕГЭ по литературе, призваны улучшить ее содержательные и структурные параметры, усовершенствовать критерии оценивания развернутых ответов, укрепить связи между двумя ступенями литературного образования. Модель сохраняет преемственность по отношению к действующей модели ЕГЭ по литературе и модели ОГЭ по литературе для выпускников 9 классов, в которой нет заданий с кратким ответом.

Изменения

Комментарий

  1.  

Исключены задания с кратким ответом

 

Задания с кратким ответом нацелены главным образом на проверку знания терминологического аппарата и содержания произведений. Как показывает статистика, они не представляют сложности для экзаменуемых и не играют решающей роли в разделении экзаменуемых по уровню образовательной подготовки. В КИМ включены только задания с развернутым ответом, которые берут на себя функции заданий с кратким ответом.

  1.  

Увеличено число заданий по выбору ученика

 

Не увеличено суммарное число заданий с развернутым ответом: экзаменуемый пишет 4 развернутых ответа ограниченного объема и 1 сочинение.

В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению.

В части 2 (сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи.

  1.  

Упрощены сопоставительные задания

Исходный текст нужно сравнивать не с двумя произведениями, а с одним.

Не требуется обоснование выбора примера для сопоставления.

  1.  

Уточнен объем ответов на задания части 1.

Повышены требования к объёму сочинения

Часть 1. Объем ответов указан в словах (ранее – в предложениях): экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов (ранее 5-10 предложений); если в ответе менее 40 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Часть 2 (сочинение). Требования к объему повышены:

экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов (было 200); если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такая работа оценивается 0 баллов.

  1.  

Усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов

Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы:

  • упрощен алгоритм действий эксперта при оценивании развернутых ответов разных типов;
  • обеспечена бОльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого);
  • усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания, тогда как в действующей модели не оценивается речь в ответах на сопоставительные задания).
  1.  

Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям

Инструкции более полно, последовательно и четко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый.

Модель апробирована в апреле-мае 2016 г. в 13 субъектах Российской Федерации (Калининградская область, Костромская область, Красноярский край, Ленинградская область, г. Москва, Нижегородская область, Республика Бурятия, Республика Татарстан,       г. Санкт-Петербург, Тверская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ). В апробации приняли участие более 1000 обучающихся из 60 образовательных организаций разных типов. Модель в целом поддержана 94% учителей – участников анкетирования (из них 20% одобрили модель с рекомендацией доработать критерии оценивания). Анализ результатов выполнения КИМ показал, что новая модель не является принципиально более сложной, чем действующая модель ЕГЭ, что есть корреляция между уровнем выполнения работы и школьными отметками по литературе.

Модель обсуждалась на фокус-группах в ФИПИ, а также на следующих площадках:

  • Международная научно-практическая конференция «Современная методика преподавания литературы: стратегии развития» (XXIV Голубковские чтения) (24.03.2016);
  • два заседания Научно-методического совета по литературе ФГБНУ «ФИПИ» (29.03.2016 и 14.06.2016);
  • секция съезда Общества русской словесности (26.05.2016);
  • семинар экспертов предметной комиссии Самарской области (27.05.2016);
  • секция Конференции по обсуждению моделей контрольных измерительных материалов, разработанных в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, организованной РАО (09.06.2016);
  • семинар Московского института открытого образования «Итоги ЕГЭ 2016 по литературе. Проблемы и вопросы стратегии преподавания литературы в Москве» (11.10.2016);
  • конференция «Использование оценочных процедур в целях построения национальной системы учительского роста» ФИПИ при поддержке Рособрнадзора (28.10.2016);
  • V международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (17.12.2016);
  • Ученый совет ФГБНУ «ФИПИ» (21.12.2016).

Специалисты в целом поддержали предлагаемые изменения.

Представленная на сайте перспективная модель ЕГЭ по литературе доработана с учетом результатов апробации и первого этапа общественно-профессионального обсуждения.

Материалы по теме