Уроки по ФГОС

Рубрика: 

Доклад

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.

Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:

Урок общеметодологической направленности

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

Деятельность учителя:

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы

Осуществляемые действия:

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Осуществляемые действия:

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью

Формируемые способы деятельности:

Работа с ресурсами

Формируемые способы деятельности:

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Формируемые способы деятельности:

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2-й этап. Целеполагание

Деятельность учителя:

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Осуществляемые действия: 

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Осуществляемые действия:

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формируемые способы деятельности:

Выдвигая цели делают умозаключения

Формируемые способы деятельности:

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Формируемые способы деятельности:

Контроль за ответами одноклассников

 

3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Деятельность учителя:

Учитель организует работу со схемой: организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Поиск и обработка ресурсов

Осуществляемые действия: 

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество

Осуществляемые действия:

Добывают новые знания

Формируемые способы деятельности:

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Формируемые способы деятельности:

Устанавливают партнёрские отношенияия

Формируемые способы деятельности:

Оценивают объективные трудности

4-й этап. Итоги занятия

Деятельность учителя:

Организует обсуждение результатов

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выстраивают причинно-следственные связи

Осуществляемые действия: 

Взаимодействие в групповом коллективе

Осуществляемые действия:

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Формируемые способы деятельности:

Презентуют модель

Формируемые способы деятельности:

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Формируемые способы деятельности:

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

5-й этап.  Рефлексия

Деятельность учителя:

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Участвуют в обсуждении

Осуществляемые действия: 

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Осуществляемые действия:

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Формируемые способы деятельности:

Осознанно строят выводы

Формируемые способы деятельности:

Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности

Формируемые способы деятельности:

Осуществляют итоговый контроль

6-й этап.  Рефлексия

Деятельность учителя:

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

Пример:

1 уровень - прочитать §, стр.28-29.

Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.

2 уровень – подумать над вопросом:

Почему Покрытосеменные, или Цветковые растения являются более совершенными растениями?

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Воспринимают информацию, выбирают уровень

   

Формируемые способы деятельности:

Осознанно фиксируют информацию

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА УРОКА

Урок рефлексии

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к коррекционной деятельности

Настрой на работу

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация и пробные учебные действия

Обсуждают затруднения по данной теме.

Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий.

Выполняют самопроверку.

Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися.

Активизирует познавательные процессы.

Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»).

Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические –формулирование проблемы.

3.Локализация учебных затруднений

-Уточняют алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднение.

Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

-Учащиеся, которые не выявили ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений. Если при проверке обнаружены ошибки, то присоединяются к первой группе, если нет – выполняют дополнительные задания творческого уровня.

Консультирует.Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной.

Регулятивные:целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции.

Помогает в планировании последующей коррекции

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.Реализация построенного проекта

-Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном.

- В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки.

Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания.

Учащиеся, не допустившие ошибок в С/р решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Контролирует деятельность учащихся.

Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

6.Обобщение затруднений во внешней речи

Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки.

Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты.

Учащиеся, выполняющие творческие задания, осуществляют самопроверку по предложенному образцу.

Консультирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении, создает ситуацию успеха.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий

Познавательные:формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность

8.Включение в систему знаний и повторения

Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой.

Выполняют задания на подготовку следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Контролирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении.

Регулятивные:целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно.

Познавательные:оценка процесса результата деятельности.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавших затруднения, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность, намечают цели последующей деятельности. В соответствие с результатами деятельности согласовывают дом задание.

Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты.

Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности(«могу»).

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Этап

актуализации и пробного учебного действия.

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали норму пробного учебного действия(«надо» — «хочу» — «могу»);

попытались самостоятельно выполнить индивидуальноезадание на применение нового знания, запланированного дляизучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнениипробного действия или его обосновании.

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостаетдля решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условийЛичностные

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

в коммуникативной форме сформулировали конкретнуюцель своих будущих учебных действий, устраняющих причинувозникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знанияим нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока, которую учительможет уточнить;

выбрали способ построения нового знания (как?) — методуточнения (если новый способ действий можно сконструироватьиз ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуетсявведение принципиально нового знака или способа действий);

выбрали средства для

построения нового знания(с помощью чего? — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,способы записи и т.д.

.

Консультирует, проверяетсогласовывает, уточняет тему урока

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные:планирование учебной деятельности

5. Этап реализации построенного проекта.

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

при построении нового знания использовать предметныедействия с моделями, схемами и т.д.;

применить новый способ действий для решения задачи,вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

 

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д

Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: Логические

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимисятиповыхзаданийна новый способ действия;

организовывает самопроверку учащимися своих решений поэталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные: формулирование проблемы

8. Этап включения в систему знаний и повторения;

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранееизученными;

 

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости новогознания;

организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранееизученными;

организовать тренировку ранее сформированных умений,требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

при необходимости организовать подготовку к изучениюследующих разделов курса

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Уроки общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические –формулирование проблемы.

3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения;

Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Регулятивные:целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения;

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5. этап реализации построенного проекта

 

 

 

6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

 

 

 

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


 

 

 

Технологическая карта урока развивающего контроля

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Автор УМК: М.М. Разумовская

Тема урока. Обобщение изученного по сложноподчинённому предложению

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель. Развивающий контроль изученных способов действий по определению и характеристики сложноподчинённого предложения. Учащийся научится согласовывать критерии оценивания с результатами учебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме отметки.

Урок1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к реализации контрольно-коррекционной деятельности.

Активное слушание притчи

Учитель показывает видеозапись восточной притчи «Всё в твоих руках», текст притчи (Приложение 1).

- В чём смысл притчи?

Предлагаю вам контрольную работу. Теперь всё в ваших руках.

Дети слушают и отвечают на вопрос учителя?

Волевая саморегуляция (Р);

смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (43 мин)

 

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

1. Актуализация деятельности (выполнение контрольной работы)

- Какой теме посвящена контрольная работа?

- Какие знания и умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

- Прочитайте задания. Прокомментируйте. Всё ли понятно? Комментарии учителя в случае затруднения учащихся.

По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!

2. Самоконтроль. Учитель просит проверить работу по ключу (Приложение 2), выставить баллы за каждое задание.

Учащиеся выполняют задания контрольной работы по заданию.

Комментируют каждое задание, демонстрируют понимание задания.

Выполняют задание. При проверке используют подготовленные ранее таблицы, интеллект-карты.

Учащиеся проверяют работу по ключу, выставляют баллы по каждому заданию.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), анализ, сравнение, синтез (Л), контроль и оценка прогнозирования (Р)

  1. Домашнее задание

Цель: самостоятельная коррекция знаний.

В рабочей тетради к учебнику М.М.Разумовской найти и выполнить упражнение, которое в контрольной работе вызвало наибольшее затруднение.

Запись д/з, нахождение упражнения в тетради (по затруднению), изучение материала учебника и выполнение.

Анализ, изучение и выполнение (П,Л)

Урок 2

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений (3мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Самоопределение на урок

Учитель мотивирует учащихся к коррекции знаний.

- По какой теме писали контрольную работу?

- Какие знания показали?

- Какие умения?

- Совпали ли ваши оценки и оценкой учителя?

Анализ выполнения работы.Учитель анализ работы выводит на слайд для наглядности.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения.

Планирование учебного сотрудничества (К).

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4мин)

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего это необходимо?

Определяют темы, которые необходимо повторить каждому, составляют план работы.

Прогнозирование (Р).

  1. Этап реализации построения проекта (15мин)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Работа над ошибками

Учитель предлагает выполнить задание, которое вызвало у учащихся наибольшее затруднение совместно. Задание 7: определить вид придаточного со словом когда.

Индивидуальная работа над ошибками. Проверка.

Учащиеся выполняют работу над ошибками.

Ученики, не допустившие ошибок, выполняют тестирование по теме на компьютере или в тетради с последующей самопроверкой.

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения (П).

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2мин)

 

-Кто выполнил задание без ошибок?

- Какие трудности возникли

Анализируют свои затруднения

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование (П).

  1. Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (8 мин)

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а так же создание ситуации успеха.

Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки. Выполните эти задания и проверьте по эталону.

Выполняют задания самостоятельно и проверяют.

Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р)

  1. Этап решения творческого уровня (8мин)

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Выполнить задание творческого уровня: составьте тест или задание по теме из тех предложений, которые вызвали у вас затруднение.

Обратить внимание учащихся на предложение с несколькими придаточными.

Учащиеся составляют задание с предложениями, вызвавшими наибольшее затруднение.

Умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности (К)

  1. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (5 мин)

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Рефлексия деятельности

Какие ошибки смогли исправит сами?

В чём ещё нужна помощь?

Изменилась ли оценка ваших знаний?

Домашнее задание по выбору.

Оценивают свои знания, выбирают домашнюю работу(по выбору)

  • Прорешивают те задания в контрольной работе, которые не успели сделать.
  • Задание в тетради к учебнику по затруднению.
  • Тест-контроль.
  • Подобрать сложноподчинённые предложения из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Задания по теме в тетради по подготовке к ОГЭ №12,13,14

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоению(Р),умение осознанно и произвольно стоить высказывания, оценка процессов и результатов деятельности(П).

Таким образом, технологическая карта урока способствует более качественной подготовке к уроку в соответствии с ФГОС.

Материалы по теме