Урок 77 А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Дистанционное обучение

Рубрика: 

 Урок 77 А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика
(Урок можно использовать при дистанционном обучении, совет удалить групповую работу, карточки).

Цели: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

https://testedu.ru/test/literatura/11-klass/kontrolnaya-test-po-teorii-literaturyi-dlya-11-klassa.html - тест по теории литературы – прислать skrin результата

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

уменьшить ндс

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

Синхронный перевод с английского

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

А. Т. Твардовский

Выберите один из эпиграфов и запишите в тетрадь

Быть читателем  поэзии  –  дело  достаточно  тонкое  и  эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».

Видеоурок 10 минут. Составить план
Напомнить о том, что можно остановить демонстрацию

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17412149696556467021&text=%D0%90.%D0%A2.%D0%A2%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.%20%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0.%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1586231408498554-698364887436711085100282-production-app-host-sas-web-yp-220&redircnt=1586231500.1

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В  военных  и  послевоенных  сборниках  «Стихи  из  записной  книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

                                                               1966

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский  –  тонкий  лирик-пейзажист.  Природа  в  его  стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая,                                             И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва,                                        Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую,                  Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава.                      Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

                «Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

 

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите  эту  мысль  критика  примерами  из  художественного текста.

IV. Итог урока.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Домашнее задание.
Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:
«Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война», «Дробится малый цоколь монумента…», «Памяти Гагарина»

1. Какие проблемные вопросы тревожат поэта?
2. Какие образные средства характерны для его лирики? (На примере указанных произведений»?

 Использован материал https://testedu.ru/test/literatura/11-klass/kontrolnaya-test-po-teorii-literaturyi-dlya-11-klassa.html

 

Материалы по теме