Рубрика:
Урок 48. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
9 класс (учебник Л.М. Рыбченковой и др.)
Цели:
- образовательные: формировать умение производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения; закрепить уже полученные знания о синтаксическом разборе простого предложения;
- развивающие: активизировать познавательную деятельность: умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; умения работать в паре группе; совершенствовать коммуникативную компетенцию;
- воспитательные: воспитывать творческое самовыражение. Формировать интерес к выбору профессии через тематический комплекс упражнений.
Планируемые результаты:
Научиться выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Применять основные правила по теме, в том числе постановка знаков препинания в СПП. Работать в паре. Обосновывать выбор ответа.
Ход урока:
- Мотивация. Приветствие. - Назовите главные затруднения в изучении курса русского языка.
- Актуализация знаний. – Да, объяснение орфограмм остаётся и сегодня трудным заданием для многих ребят. – Одним из трудных моментов является синтаксический разбор СПП.
- Целеполагание, постановка проблемы. –Для чего нужен этот вид разбора? – Напишите, какой элемент разбора труден именно для вас. –Попробуем устранить эти затруднение?
- Поиск путей решения проблемы: - Как это сделать?
- Решение проблемы. Орфографический практикум в новом для учеников виде (подготовка к ОГЭ). Раздаточный материал.
СЛОВО – МОЁ ОБЪЯСНЕНИЕ – ПРАВИЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
ледОход – основа ЛЕД заканчивается на твёрдый согласный, пишем соединительную О
именинНик – обр. от существительного ИМЕНИНЫ основой на Н, пишем НН
обОстрённый – проверяемая О в корне – проверим - Острый
нИкем нЕ сорванный гриМ – И в неопределённом местоимении, т.к. в безударном положении; НИ слитно, т.к. нет предлога (сравните - ни с кем); нЕ – т.к. отрицательная частица; раздельно, т.к. НЕ с причастием, у которого есть зависимое слово «никем», грим – М непроверяемая, следует обращаться к орф. словарю
жЁлтый – желтеть, в корне после шипящей Ё
щЕмящАя - непроверяемая Е в корне; какая? В окончании вопроса А, значит, и в окончании причастии А.
собратЬся – что сделатЬ? – в инфинитиве пишем мягкий знак
реДкие – проверяемая согласная – реДОк – изменить слово, поставить согл. в сильную позицию; гОлОса - проверяемые Е в корне – гОлос, подголОсок
осеННий празДник - обр. от существительного ОСЕНЬ основой на Н; непроизносимая Д – ставим Д в сильную позицию – празДЕн
заВтрАшний день – непроверяемые согласные и гласные – сверяем с орф. словарём
прИятен – непроверяемая И - сверяем с орф. словарём
серДцу - непроизносимая Д – ставим Д в сильную позицию – серДЕчко
клАдовая благОполучия - проверяемая А в корне – клАд; основа БЛАГ заканчивается на твёрдый согласный, пишем соединительную О
- Коррекция.
- Порядок синтаксического разбора – стр. 98 учебника.
- Обратимся к картинке из Интернета (см. ниже). – Разберите данное предложение, устранив недостатки разбора. - Самостоятельная работа с использованием полученных знаний:
упр. 154, на доске – 3 ученика производят синтаксический разбор. - Смстематизация знаний. -Расскажите товарищу о порядке синтаксического разбора.
9. Объяснение домашнего задания. - Упр. 155, повторить правило на стр. 95 книги под ред. Н.А.Сениной «ОГЭ-2021».
- Оценивание - учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).
- Рефлексия.
- Назовите тему урока, его этапы, перечислите виды деятельности на каждом этапе, определите, чему научились, какие знания приобрели (предметное содержание). -Поделитесь мнением о своей работе на уроке.
Приложение 1.