Урок 48. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения 9 класс (учебник Л.М. Рыбченковой и др.)

Рубрика: 

Урок 48. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
9 класс (учебник Л.М. Рыбченковой и др.)
Цели:

- образовательные: формировать умение производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения; закрепить уже полученные знания о синтаксическом разборе простого предложения;

- развивающие: активизировать познавательную деятельность: умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; умения работать в паре группе; совершенствовать коммуникативную компетенцию;

- воспитательные: воспитывать творческое самовыражение. Формировать интерес к выбору профессии через тематический комплекс упражнений.

Планируемые результаты:

Научиться выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Применять основные правила по теме, в том числе постановка знаков препинания в СПП. Работать в паре. Обосновывать выбор ответа.
Ход урока:

  1. Мотивация. Приветствие. -  Назовите главные затруднения в изучении курса русского языка.
  2. Актуализация знаний. – Да, объяснение орфограмм остаётся и сегодня трудным заданием для многих ребят. – Одним из трудных моментов является синтаксический разбор СПП.
  3. Целеполагание, постановка проблемы. –Для чего нужен этот вид разбора? – Напишите, какой элемент разбора труден именно для вас. –Попробуем устранить эти затруднение?
  4. Поиск путей решения проблемы: - Как это сделать?
  5. Решение проблемы. Орфографический практикум в новом для учеников виде (подготовка к ОГЭ). Раздаточный материал.

СЛОВО – МОЁ ОБЪЯСНЕНИЕ – ПРАВИЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

ледОход – основа ЛЕД заканчивается на твёрдый согласный, пишем соединительную О
именинНик – обр. от существительного ИМЕНИНЫ основой на Н, пишем НН
обОстрённый – проверяемая О в корне – проверим - Острый
нИкем нЕ сорванный гриМ – И в неопределённом местоимении, т.к. в безударном положении; НИ слитно, т.к. нет предлога (сравните - ни с кем); нЕ – т.к. отрицательная частица; раздельно, т.к. НЕ с причастием, у которого есть зависимое слово «никем», грим – М непроверяемая, следует обращаться к орф. словарю
жЁлтый – желтеть, в корне после шипящей Ё
щЕмящАя - непроверяемая Е в корне; какая? В окончании вопроса А, значит, и в окончании причастии А.
собратЬся – что сделатЬ? – в инфинитиве пишем мягкий знак
реДкие – проверяемая согласная – реДОк – изменить слово, поставить согл. в сильную позицию; гОлОса - проверяемые Е в корне – гОлос, подголОсок
осеННий празДник - обр. от существительного ОСЕНЬ основой на Н; непроизносимая Д – ставим Д в сильную позицию – празДЕн
заВтрАшний день – непроверяемые согласные и гласные – сверяем с орф. словарём
прИятен – непроверяемая И - сверяем с орф. словарём
серДцу - непроизносимая Д – ставим Д в сильную позицию – серДЕчко
клАдовая благОполучия - проверяемая А в корне – клАд; основа БЛАГ заканчивается на твёрдый согласный, пишем соединительную О

  1. Коррекция.
    - Порядок синтаксического разбора – стр. 98 учебника.
    - Обратимся к картинке из Интернета (см. ниже). – Разберите данное предложение, устранив недостатки разбора.
  2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний:
    упр. 154, на доске – 3 ученика производят синтаксический разбор.
  3.  Смстематизация знаний. -Расскажите товарищу о порядке синтаксического разбора.
    9. Объяснение домашнего задания.
  4. Упр. 155, повторить правило на стр. 95 книги под ред. Н.А.Сениной «ОГЭ-2021».
  5. Оценивание - учащиеся  самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников). 
  6.  Рефлексия.
    - Назовите тему урока, его этапы, перечислите виды деятельности на каждом этапе, определите, чему научились, какие знания приобрели (предметное содержание). -Поделитесь мнением о своей работе на уроке.
    Приложение 1.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c49/00082298-880bac20/img13.jpg

Материалы по теме