Текст. Новые жанры, тексты новой природы. Инфографика. Педагогика текста. Конвергенция в работе с текстами

Рубрика: 

Виды новых текстов.
Новые жанры, тексты новой природы

Гайд – от англ. Guide – это руководство, мануал или путеводитель, который ведет или направляет кого-то. Есть созвучное слово гид – проводник по чему-либо (как правило, живой человек). Гайд – это тот же гид, но только не живой, а представленный в виде текстовой или видео инструкции (в пошаговом исполнении). Допустим, вы купили бытовой прибор… Гайды составляются именно для начинающих. В них передается максимально сжато и структурировано опыт другого, уже опытного в данном вопросе человека.

Бриф – от англ. brief – инструкция, сводка. Это краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта. Бриф-анкета – это техническое задание для запроса одной из сторон более детальной, предварительной информации о сделке. Архитектурный бриф – описание требований клиента (техническое задание), на основе которого выбирается архитектор, формируется архитектурное решение.

Хайп – агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя.

Троллинг – один из способов сетевого поведения, в основе которого лежит направленность своих действий на провокацию против прочих участников.

Формат текста - см. ниже

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ИНФОГРАФИКА

Инфогра́фика – это форма (графический способ, визуальный прием) подачи информации, данных и знаний с целью простого, быстрого, четкого и компактного отображения сложной информации.

Основой любой инфографики является изображение, которое, как одна из форм коммуникаций, играет важную роль в передаче замысла и идей.  Отсюда инфографика – это информация в картинках. Одно грамотное изображение стоит тысячи слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать пользователю всю необходимую информацию.                                  В графический формат переводится информация, плохо разъясняемая и сложная для восприятия в устной форме. Изображения, как правило, не требуют перевода, делают информацию более доступной, привлекательной и убедительной.

Инструментарием инфографика не ограничена. Она включает визуальные средства – изображения, иллюстрации, символы, рисунки, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты.

Кроме визуальных объектов, сочетающихся по определенным правилам, инфографика включает текстовые блоки – заголовки, подписи и другие вербальные объекты.

Такой способ визуализации информации обусловлен увеличением ее объемов в мировом пространстве и возможностью с помощью средств инфографики трансформировать тексты в компактные и лаконичные графические изображения, когда форма привлекает внимание и воспринимается быстрее, чем текст. Инфографика может заменять до 5 страниц текста.

Человек может запомнить 10 % информации, которую слышит, 20 % из прочитанного текста и 80 % из того, что увидит. Визуализация данных способна остановить на себе взгляд, сфокусировать внимание и даже вызвать эмоции. И все это возможно с помощью одного рисунка.

Инфографика возникла не случайно. Как средство визуальной коммуникации, она является одной из форм информационного дизайна и имеет особое значение (в данном контексте) для проектирования современного учебного занятия наряду с традиционными дидактическими средствами. Глобальная тенденция в сегодняшнем мире – визуализация культуры – обусловила особую роль выразительных возможностей инфографики.

Современный молодой человек должен обладать не столько навыками визуализации информации и способностью создавать образы, сколько навыками чтения инфографических объектов.

Типы элементов, используемых в инфографике: графика, текст и цвет.

            Графические элементы – это все нетекстовые элементы (изображения, графики, схемы, рамки, геометрические фигуры, линии), которые не иллюстрируют текст, а заменяют его, обогащают и помогают его структурировать. Виртуальные сервисы облегчат создание инфографики за счет шаблонов в графических редакторах, готовых схем и форм.

Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 класс. «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева – М.: Просвещение, 2013.

Педагогика текста 
Многообразие как норма жизни
Педагогика текста – это научная метафора, призванная акцентировать внимание на чтении как общепедагогической и социокультурной проблеме. Это поиск и обоснование педагогических способов приобщения к чтению в контексте содержания разнообразных учебных предметов, дополнительного образования и воспитательной деятельности.

Последние несколько лет словосочетание «педагогика текста» все чаще употребляется в сочетании с такими понятиями как «семиотический подход», «семиотическая дидактика», «семиотические технологии».

Рассмотрим возможности семиотического подхода в решении проблем приобщения к чтению современных школьников. Опыт семиотического решения предполагает обращение к текстам разной знаковой природы. Это творческое использование потенциала вербальной, визуальной и аудиокультуры, культуры общения, культуры движения или любых других способов взаимодействия современных школьников с миром. Именно в этой логике предложены задания в проектах для 5 и 6 классов «Книжное дерево моей семьи» и «Большая энциклопедия шестиклассника».

Рассматривая феномен многообразия и его роль в приобщении к чтению в логике теории множественного интеллекта, мы попытались представить многообразие текста и способов взаимодействия с ним с девяти разных сторон (Педагогика текста: опыт семиотического решения: монография / Т.Г. Галактионова, М.А. Афанасьева, Н.В. Васильева; Авт.-сост. и науч. ред.   Т.Г. Галактионова. – СПб.: Лема, 2013.):

  • Вербальный текст. Вербальные технологии – основа организации читательской деятельности.
  • Математический текст. Педагогические способы активизации логико-математического мышления в приобщении к чтению.
  • Визуальный текст. Педагогический потенциал визуальной культуры в приобщении к чтению.
  • Акустический текст. Аудиоресурсы как способ формирования читательского интереса подростков.
  • Текст ощущений. Педагогические способы приобщения к чтению посредством активизации телесно-кинестетического восприятия.
  • Текст исследования. Исследовательская культура как фактор приобщения к чтению. 
  • Текст общения. Коммуникативная культура как фактор приобщения к чтению.
  • Текст самопознания. Личностный интерес и мотивы приобщения к чтению.
  • Текст экзистенции. Педагогический потенциал экзистенциального подхода в приобщении к чтению.

 

Один интеллект хорошо, а … много лучше

В 1981 году американский психолог Г. Гарднер инициирует научную дискуссию, предметом которой становится утверждение, что человек по природе обладает не единым общим интеллектом, как это было традиционно признано, а рядом относительно автономных интеллектов (Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007). На основании масштабного междисциплинарного исследования ученый пришел к новому пониманию интеллекта и составил свой перечень его видов. В логике данной концепции интеллект понимается как «биопсихологический потенциал для обработки специальных видов                             информации определенным образом». Различные способности человека по обработке информации (интеллекты) позволяют решать проблемы и создавать некую продукцию. Чтобы считаться «интеллектуальными», эти решения и продукция должны цениться, по крайней мере, в одной культуре или сообществе.

Концепция множественного интеллекта (multiple intelligence) предлагает следующую типологию: 

Linguistic intelligence ("word smart"), 

Logical-mathematical intelligence ("number/reasoning smart"), 

Spatial intelligence ("picture smart"), 

Bodily-Kinesthetic intelligence ("body smart"), 

Musical intelligence ("music smart"), 

Interpersonal intelligence ("people smart"), 

Intrapersonal intelligence ("self-smart"), 

Naturalist intelligence ("nature smart"). 

В данной типологии представлены виды интеллекта,

  • связанные с символами (лингвистический, логикоматематический); 
  • «неканонические» интеллекты (музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический), 
  • позднее был добавлен «интеллект натуралиста»;
  • личностные интеллекты (внутриличностный, межличностный);
  • экзистенциальный интеллект.

Последний вид интеллекта был описан несколько позже. По мнению автора, «экзистенциальный» интеллект подразумевает способность человека задавать глобальные вопросы: «Кто мы такие? Почему мы здесь? Что с нами будет? В чем смысл жизни?»  и др.

Несмотря на спорность некоторых позиций, данная типология представляется нам весьма продуктивным способом учета когнитивного многообразия. Неслучайно она была встречена во всем мире с большим энтузиазмом среди учителей самых разных предметов. 
Конвергенция в работе с текстами (по материалам Русский язык, 2015 г., ноябрь) - см. ниже

Материалы по теме