Рубрика:
Не с существительными
СЛИТНО |
|
если существительное не употребляется без не |
если не с существительным образует новое слово |
невидаль
|
неправда (ложь) |
|
ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ… |
1.Зашумела, разгулялась в поле непогода.
2.Невежда так же в ослепленье бранит науку и ученье.
3.Кащтанка сидела в светлой комнате и глядела на незнакомку.
4.Нетерпение увидеть вновь места, где я провёл лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял ямщика.
5. Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.
6.Всё внимание батальона было обращено на неприятеля.
7.Олег вслух выражал нетерпение, когда же, наконец, увидит мать, бабушку.
8.Страшно было попасть в неволю.
9. Слышно было, что пел непрофессионал.
10.ждал лентяя неуспех.
11.Обманщику мы дружно выразили недоверие.
РАЗДЕЛЬНО |
||
если имеется противопоставление |
если подразумевается противопоставление |
если отрицание усиливается словами ничуть, (и другими с ни), отнюдь, вовсе, далеко |
Не счастье помогает нам на экзаменах, а знания. Не погода помешала отцу приехать, а болезнь |
Не счастье помогает нам на экзаменах. |
Лиса ничуть не друг птицам. |
|
ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ… |
|
1.Не профессионал выполнил работу, а дилетант.
2.Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая.
3.Кабы не клин, да не мох, никто бы плотнику не помог.
4.Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
5.Не друг, а просто случайный прохожий помог нам.
6.Не любовь к этим местам, а просто привязанность была причиной возвращения.
7.Не комплект, а разрозненные книги пришли по почте.
8. Не правду он сказал, а ложь.
9.Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
10.Слепой слепому не поводырь.
11. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Задания к отдельным предложениям:
- Прочти правила.
-Переформулируй правила.
-Найди сходства и различия объектов.
-Объясни примеры с помощью правил.
-Докажи, что примеры правильные.
екст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
- Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
- Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при невзгодах людей, страдающих от несправедливости, от неравенства, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с неправдой.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с несправедливостью на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
- Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
- Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
ОТВЕТ
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.