Рубрика:
ТРАФАРЕТ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
(трафарет предназначен для ознакомления с методикой написания 3 части экзамена - сочинения, и представляет собой универсальный алгоритм действий для любого текста в реальном варианте ЕГЭ по русскому языку)
ТЕМА ТЕКСТА
- Данный текст о …
- Текст И.И.Иванова посвящён вопросам ….
- Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса …
- И.И.Иванов в данном тексте размышляет о …
- В данном тексте рассказывается случай из жизни …
- В данном тексте описывается ситуация …
- Данный текст – письмо героя …
- Данный текст – размышления героя о …
- Текст сообщает нам информацию о …
Краткий пересказ с элементами анализа
ИДЕЯ ТЕКСТА
- Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…»
- Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…»
- Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? …
- Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: …
- … - вот основная идея (мысль) текста.
- «…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста.
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
Основная проблема – это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчётливо заявлена авторская позиция
В тексте исследуется проблема (чего?) (род. падеж) экологии
- анализируется проблема нравственного выбора
- поднимается проблема добра и зла
- рассматривается проблема воспитания милосердия через литературу
- проблема утраты милосердия
- проблема социальных преобразований в стране
Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.
- Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной) проблеме…
- Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой …
- В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста.
- Проблема, поднятая в тексте, типична
- Одна из проблем текста - …
- История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: …
- Ситуация, описанная в тексте, помогает понять …
- Я думаю, основная проблема текста - …
- Я выделил бы в тексте следующую проблему …
- В данном тексте мне интересна следующая проблема …
- Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о …
- Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: …
Комментарий к сформулированной проблеме текста:
- какие понятия рассматривает автор;
- к какой категории относится избранная автором проблема;
- насколько она злободневна в наши дни;
- что делает её жизнеспособной;
- насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);
- какие точки зрения существуют по данной проблеме;
- как автору удалось привлечь к ней внимание читателя
В комментарии не должно быть
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- комментариев о действиях героев текста;
- общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
- Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…».
- Автор утверждает: «…».
- Автор считает (убеждён), что …
- Автору важно убедить читателя в том, что …
- Бесспорно мнение автора о том, что …
- Позиция автора очевидна: …
- Цель автора – обратить внимание читателя на …
- Задача автора – убедить читателя в том, что …
- Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …
- Автор подводит читателя к мысли о том, что …
- Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …
- Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
- Размышляя о … , автор текста приходит к выводу …
- … - вот авторская позиция в тексте.
- … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
- … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
- «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста.
- «…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя).
- … - в этом предложении звучит прямая авторская оценка …
- … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что …
- Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что …
- Позиция героя заключается в следующем: …
- Герой считает, что …
- Поступок героя текста говорит о его позиции: …
- Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…».
Авторская позиция может быть выражена
Чётко, прямо, непосредственно:
- в названии текста;
- в отдельных предложениях;
- через ряд аргументов.
Через:
- риторические вопросы,
- риторические восклицания,
- порядок слов,
- лексические повторы,
- оценочную лексику,
- модальные слова и частицы,
- вводные слова, словосочетания, предложения.
В художественном стиле
- автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
- он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания;
- автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;
- авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.
ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА
- Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …)
- Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор …
- (К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым…
- К немалому удивлению узнал, что …
- Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок …
- Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…)
- Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …)
- Разделяя негодование автора, хочу сказать, что …
- Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение …
- Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что …
- Интересно то, как автор (герой) …
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что …
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что …
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что …
- Автор, несомненно, прав, утверждая, что … . При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как …
- Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что …
- По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что …
- Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что …
- Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: …
- Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что …
- Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что …
- Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что …
- Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что …
- Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что …
- Вызывает сомнение тезис о том, что …
- Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
- Я (не) согласен с автором: … Я (не) согласен с точкой зрения автора: …
- Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…»
- Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что …
- Я не думаю, что …
- Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться.
- Моя позиция такова: …
- Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): …
- Я поступил бы иначе: …
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Аргументами являются:
- факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)
- биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей
- положения официальных документов
- общественные законы
- законы природы
- статистические данные
- научные данные
- авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)
- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
- народная мудрость (пословицы, поговорки)
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
- собственные наблюдения и выводы
- примеры из жизни окружающих людей
К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои
- Эту мысль подтверждает случай из жизни …
- Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …)
- В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость.
- Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …)
- В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты.
- К такому выводу меня привели следующие размышления …
- Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно.
- Если бы герой поступил иначе, то …
- В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …