Рубрика:
Урок 76
Технологическая карта урока «открытия» нового знания
Учебный предмет: литература.Класс: 9
Авторы учебника: В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.
Тема урока: А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Личностная: формирование мировоззрения, соответствующего уровню развития современного литературоведения; доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Метапредметная: «поиск смыслов» - навыки смыслового чтения, учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Предметная: осознание картины жизни, отражённой в произведении, научиться связывать биографические данные с содержанием рассказа, показать трагизм судьбы женщины. Жизненная основа притчи. Праведник земли русской. Теория литературы: притча (углубление понятия).
Урок 1-й в теме.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Этапы |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
---|---|---|---|---|
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.
|
Настраивает учеников на успешную работу. -Хотели бы вы познакомиться с праведником? |
Нацеленность на успешную работу. |
1) Регулятивные: 2) Личностные: 3) Коммуникативные: |
2)этап актуализации и пробного учебного действия
|
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. |
Консультирует. |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Выписывают в тетради определение слова «Праведник». |
1) Познавательные: 2) Логические: 3) Регулятивные: |
3) этап выявления места и причины затруднения
|
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности. |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. |
3) Регулятивные: |
4) этап построения проекта выхода из затруднения |
Самостоятельная коррекция знаний. |
Консультирует. Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства.
|
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач. |
1) Познавательные: 2) Логические: 3) Регулятивные: |
5) этап реализации построенного проекта |
Организовать построение проекта изучения нового знания: |
Консультирует. -Необычность композиции – эпилог вместо экспозиции. (Наличие эпилога в рассказе придаёт произведению эпичность). |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения. |
1) Регулятивные: 2) Познавательные: 3) Общеучебные:
|
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Помогает, советует, консультирует. (по материалам Интернета) |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. |
1) Регулятивные: 2) Познавательные: 3) Метапредметные: Моделирование,
|
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. |
Консультирует. |
Выполнение заданий по новой теме, самопроверка по эталону.
|
1) Коммуникативные: 2) Познавательные: |
8) этап включения в систему знаний и повторения. Информация о домашнем задании. |
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Консультирует, направляет Д/з: Заполните таблицу «Качества человека – праведника» – Разъясняет, предлагает задания на выбор: Ответы должны быть аргументированными. |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. Записывают задания, задают вопросы. (У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности. |
1) Познавательные: 2) Регулятивные: |
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. |
- Какие эпизоды были очень волнующими? Консультирует, обосновывает оценки. |
«Знаю - узнал – хочу узнать». Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. |
1) Коммуникативные: |