5 класс. Технологическая карта урока русского языка. Синтаксис и пунктуация. ФГОС

Рубрика: 

Урок 137

Технологическая карта урока «открытия» нового знания

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы учебника: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын

Тема урока: «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Что изучает синтаксис».

 Тип урока: «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Предметная: актуализация знаний о синтаксисе как разделе грамматики; роли синтаксиса в формировании и выражении мысли.

Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.

 Урок 1-й в теме.

Структура урока «открытия» нового знания

Этапы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.

 

Настраивает учеников на успешную работу.

Орфоэпическая разминка

Произноси правильно! (5 класс)
аффавит, алфавитный
ателье
быть, была, было; не был, не была
ворота
выздороветь
дать, дала, дали; не дал, не дало, не дали
дефис
документ, документы
доска, у доски, на доску
досуг
 

Разгадайте ребус. См. картинку -приложение.(Сингапур, минус 5 знаков - запятых и таксист минус 1 знак -запятая.)

 

Нацеленность на успешную работу.

За орфоэпическую разминку можно поставить оценки, так как тема изучена.

аффавИт, алфавИтный
ательЕ [тэ ]
быть, былА, бЫло; нЕ был, не былА
ворОта
вЫздороветь
дать, далА, дАли;нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали
дефИс [д,]
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг

- Молодцы, сумели разгадать ребус.

1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2)этап актуализации и пробного учебного действия

 

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Консультирует.

Опрашивает детей.

-Что вам говорит слово «синтаксис»?

- Для чего его нужно изучать.

-Запишем слова: «словосочетание», «предложение». К какой тематической группе они относятся?

 

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений.

-Раздел науки о языке. Термины и понятия.

1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3) этап выявления места и причины затруднения

 

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Упражнение 436.

Выявление отличий словосочетаний от предложений.

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.

Словосочетание называет предмет, характеризует его признак или признак действия. Предложение сообщает о факте - к такому выводу приходят дети под руководством учителя.

3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4) этап построения проекта выхода из затруднения

Самостоятельная коррекция знаний.

Консультирует.

-Что нужно понимать и делать, чтобы усвоить тему?

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач.

-Обратиться к учебнику.

1) Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5) этап реализации построенного проекта

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Консультирует.

Выполнение упражнения 437

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения.

1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

Помогает, советует, консультирует

Проверка выполненного упражнения.

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Консультирует.

1.Жить. как кошка собакой

2. Фразеологизм «как кошка с собакой» означает «находиться в крайне неприязненных отношениях, не ладить».

В каком примере более полная информация?

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону.

1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения

8) этап включения в систему знаний и повторения.

 

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Консультирует, направляет.

Расскажите, чему научились, что является трудным, что хотели бы узнать?

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Информация о домашнем задании

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

Разъясняет, предлагает задания на выбор.

Упражнение 439, по выбору – составить ребус по теме.
Повторить слова 38 – 56, подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Консультирует, обосновывает оценки.
Благодарит учеников за урок.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

 

 

Материалы по теме