
Рубрика:
Урок 137
Технологическая карта урока «открытия» нового знания
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы учебника: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын
Тема урока: «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Что изучает синтаксис».
Тип урока: «открытия» нового знания
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Предметная: актуализация знаний о синтаксисе как разделе грамматики; роли синтаксиса в формировании и выражении мысли.
Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.
Урок 1-й в теме.
Структура урока «открытия» нового знания
Этапы |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.
|
Настраивает учеников на успешную работу. Орфоэпическая разминка Произноси правильно! (5 класс) Разгадайте ребус. См. картинку -приложение.(Сингапур, минус 5 знаков - запятых и таксист минус 1 знак -запятая.)
|
Нацеленность на успешную работу. За орфоэпическую разминку можно поставить оценки, так как тема изучена. аффавИт, алфавИтный - Молодцы, сумели разгадать ребус. |
1) Регулятивные: |
2)этап актуализации и пробного учебного действия
|
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. |
Консультирует. Опрашивает детей. -Что вам говорит слово «синтаксис»? - Для чего его нужно изучать. -Запишем слова: «словосочетание», «предложение». К какой тематической группе они относятся?
|
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений. -Раздел науки о языке. Термины и понятия. |
1) Познавательные: |
3) этап выявления места и причины затруднения
|
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности. |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Упражнение 436. Выявление отличий словосочетаний от предложений. |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. Словосочетание называет предмет, характеризует его признак или признак действия. Предложение сообщает о факте - к такому выводу приходят дети под руководством учителя. |
3) Регулятивные: |
4) этап построения проекта выхода из затруднения |
Самостоятельная коррекция знаний. |
Консультирует. -Что нужно понимать и делать, чтобы усвоить тему? |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач. -Обратиться к учебнику. |
1) Познавательные: |
5) этап реализации построенного проекта |
Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Консультирует. Выполнение упражнения 437 |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения. |
1) Регулятивные:
|
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально) |
Помогает, советует, консультирует Проверка выполненного упражнения. |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. |
1) Регулятивные: 3) Общеучебные:
|
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. |
Консультирует. 1.Жить. как кошка собакой 2. Фразеологизм «как кошка с собакой» означает «находиться в крайне неприязненных отношениях, не ладить». В каком примере более полная информация? |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону. |
1) Коммуникативные: |
8) этап включения в систему знаний и повторения.
|
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Консультирует, направляет. Расскажите, чему научились, что является трудным, что хотели бы узнать? |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
1) Познавательные: 2) Регулятивные: |
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Информация о домашнем задании |
1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. |
Разъясняет, предлагает задания на выбор. Упражнение 439, по выбору – составить ребус по теме. |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. |
1) Коммуникативные: |