Рубрика:
Цель:
- понять смысл духовных искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова
- Развитие умения «поиск смыслов», понять особенности мастерства писателя
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
1. История создания романа
• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг. |
• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон. |
• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой) |
• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». |
• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки. |
• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г. |
• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман. |
• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г. |
Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой) |
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой) |
Признаки эпического начала повествования: • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями. • Испытания героев исключительными обстоятельствами. • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. • Использование приема антитезы, резкого контраста. • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий. |
Война |
Мир |
Военные столкновения враждующих армий. |
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. |
Вражда, непонимание, эгоистический расчет. |
Это крестьянский сход. |
Разъединение. |
«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов. |
Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. |
Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. |
Дуэль и поединок между героями. |
Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой. |
Конфликт человека с самим собой. |
Весь свет. Вселенная. |
Насилие и кровопролитие, зло. |
Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
Все, что разрушает гармонию. |
Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. |
Это смерть. |
Это жизнь. |
3) этап выявления места и причины затруднения;
- Вы читали роман. Как вы поняли образы Андрея Болконского и Пьера Безухова?
-Что хотел сказать нам автор?
-Я помогу вам разобраться в прочитанном.
4. Жизненный путь и искания героев
«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. |
Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»
и «положительных». Автор предлагает другой подход:
герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся
неизменяемые |
изменяющиеся |
Анна Шерер |
Андрей Болконский |
Анатоль Курагин |
Пьер Безухов |
Элен Курагина |
Наташа Ростова |
князь Василий |
княжна Марья |
маленькая княгиня |
|
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». ? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». ? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». |
5) этап реализации построенного проекта; Работа с текстом и записи в тетрадях.
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
Князь Андрей Болконский
Мечты и идеалы |
Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон. |
Ради достижения своей цели готов принести в жертву |
«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». |
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
2 урок
Лучшие минуты жизни |
Что меняется в герое |
Небо под Аустерлицем |
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». |
Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». |
|
Открытие богатства мирной жизни |
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька. |
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра. |
|
Встреча с Пьером в Богучарове |
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога. |
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"». |
|
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном |
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. |
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя. |
|
Любовь к Наташе Ростовой |
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». |
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова |
|
Участие в войне 1812 года |
В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». |
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы. |
|
Прощение Анатоля Курагина |
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...» |
Возрождение любви к Наташе Ростовой |
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». |
Смерть Андрея Болконского |
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью». |
Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. |
Граф Пьер Безухов
Совершаемые ошибки |
Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым |
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд. |
Женитьба на Элен |
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя. |
Дуэль с Долоховым |
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. |
Масонство |
Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. |
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой. |
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни |
Что происходит с Пьером, как он меняется |
Масонство |
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». |
Участие в Бородинском сражении |
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». |
Идея убить Наполеона |
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле. |
Наташа Ростова
Особенности характера героини |
Как проявляются |
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность |
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). |
Народные, национальные черты в характере Наташи |
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. |
Ошибки, цена испытаний |
Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа - воплощение любви |
Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде. |
• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах. |
Берги (Берг и Вера) |
|
Идеалы, «фундамент» семьи |
Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей. |
Берг |
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства. |
Образцы, которым следуют Берги |
Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом. |
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению. |
Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен |
|
Стиль отношений между членами семьи |
Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены. |
Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи |
В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. |
Какими члены семьи «выходят» в жизнь |
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. |
Князь Василий |
Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. |
Анатоль Курагин |
Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. |
Элен Курагина |
Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу. |
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. |
Ростовы |
|
Стиль отношений в семье |
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. |
Основная черта всех Ростовых |
Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. |
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов |
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество. |
Болконские |
|
Гпава семьи |
Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются. |
Сходство между отцом и сыном |
Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. |
Отношение к отцу |
Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного). |
Княжна Марья |
Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет. |
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм. |
Николай Ростов и Марья Болконская |
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. |
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. |
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. |
Наташа Ростова и Пьер Безухов |
Цель их любви - супружество, семья и дети. |
Интуитивное понимание близкого человека. |
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека. |
2. Особенности жанра
«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой) |
Признаки эпического начала повествования: • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями. • Испытания героев исключительными обстоятельствами. • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. • Использование приема антитезы, резкого контраста. • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий. |
3. Смысл названия
Война |
Мир |
Военные столкновения враждующих армий. |
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. |
Вражда, непонимание, эгоистический расчет. |
Это крестьянский сход. |
Разъединение. |
«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов. |
Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. |
Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. |
Дуэль и поединок между героями. |
Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой. |
Конфликт человека с самим собой. |
Весь свет. Вселенная. |
Насилие и кровопролитие, зло. |
Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
Все, что разрушает гармонию. |
Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. |
Это смерть. |
Это жизнь. |
4. Жизненный путь и искания героев
«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. |
Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»
и «положительных». Автор предлагает другой подход:
герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся
неизменяемые |
изменяющиеся |
Анна Шерер |
Андрей Болконский |
Анатоль Курагин |
Пьер Безухов |
Элен Курагина |
Наташа Ростова |
князь Василий |
княжна Марья |
маленькая княгиня |
|
? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». ? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». ? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». |
Князь Андрей Болконский
Мечты и идеалы |
Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон. |
Ради достижения своей цели готов принести в жертву |
«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». |
Лучшие минуты жизни |
Что меняется в герое |
Небо под Аустерлицем |
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». |
Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». |
|
Открытие богатства мирной жизни |
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька. |
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра. |
|
Встреча с Пьером в Богучарове |
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога. |
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"». |
|
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном |
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. |
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя. |
|
Любовь к Наташе Ростовой |
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». |
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова |
|
Участие в войне 1812 года |
В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». |
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы. |
|
Прощение Анатоля Курагина |
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...» |
Возрождение любви к Наташе Ростовой |
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». |
Смерть Андрея Болконского |
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью». |
Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. |
Граф Пьер Безухов
Совершаемые ошибки |
Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым |
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд. |
Женитьба на Элен |
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя. |
Дуэль с Долоховым |
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. |
Масонство |
Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. |
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой. |
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни |
Что происходит с Пьером, как он меняется |
Масонство |
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». |
Участие в Бородинском сражении |
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». |
Идея убить Наполеона |
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле. |
Наташа Ростова
Особенности характера героини |
Как проявляются |
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность |
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). |
Народные, национальные черты в характере Наташи |
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. |
Ошибки, цена испытаний |
Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа - воплощение любви |
Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде. |
5. Мысль "семейная" в романе
• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах. |
Берги (Берг и Вера) |
|
Идеалы, «фундамент» семьи |
Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей. |
Берг |
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства. |
Образцы, которым следуют Берги |
Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом. |
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению. |
Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен |
|
Стиль отношений между членами семьи |
Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены. |
Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи |
В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. |
Какими члены семьи «выходят» в жизнь |
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. |
Князь Василий |
Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. |
Анатоль Курагин |
Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. |
Элен Курагина |
Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу. |
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. |
Ростовы |
|
Стиль отношений в семье |
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. |
Основная черта всех Ростовых |
Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. |
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов |
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество. |
Болконские |
|
Гпава семьи |
Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются. |
Сходство между отцом и сыном |
Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. |
Отношение к отцу |
Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного). |
Княжна Марья |
Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет. |
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм. |
Николай Ростов и Марья Болконская |
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. |
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. |
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. |
Наташа Ростова и Пьер Безухов |
Цель их любви - супружество, семья и дети. |
Интуитивное понимание близкого человека. |
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека. |