Выписка из Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Требования к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе
Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена:
1 Основные теоретико-литературные понятия
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Художественный образ
1.3 Фольклор. Жанры фольклора
1.4 Литературные роды и жанры
1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
1.6 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
1.8 Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
2 Из русского фольклора
2.1 Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – поодной сказке)
2.2 Одна былина по выбору
3 Из древнерусской литературы
3.1 «Слово о полку Игореве»
3.2 Три произведения разных жанров по выбору
4 Из русской литературы XVIII в.
4.1 М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*
4.2 Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
4.3 Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»*
4.4 Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
5 Из русской литературы первой половины XIX в.
Литература. 9 класс
5.1 И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*, "Квартет»*, «Осел и Соловей»*
5.2 В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
5.3 В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
5.4 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
5.5 А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…»*, «Вакхическая песня»*
5.6 А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*
5.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
5.8 А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
5.9 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
5.10 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта»,«Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
5.11 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
5.12 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
5.13 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
5.14 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
5.15 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
5.16 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Еще шумел веселый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…»*, «Еще весны душистой нега…»*, «На заре ты ее не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
7 Из русской литературы ХХ в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*,
«О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*
7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)
7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский,
В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.
(Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
8 Из зарубежной литературы
8.1 Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
8.2 У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
8.3 Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
8.4 И.-В. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты)
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ЛИТЕРАТУРЕ
КИМ разрабатываются с опорой на важнейший раздел стандарта основного общего образования – «Требования к уровню подготовки выпускников». В кодификаторе эти требования цитируются не в полном объеме: изъяты следующие позиции, не проверяемые в рамках ОГЭ:
– умение выразительно читать произведения (или фрагменты), в том
числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
– умение строить устные высказывания в связи с изученным произведением;
– умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
– умение использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: поиска нужной информации
Литература. 9 класс о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по литературе
В результате изучения литературы выпускник должен:
1 знать/понимать:
1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3 основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
1.4 изученные теоретико-литературные понятия;
2 уметь:
2.1 воспринимать и анализировать художественный текст;
2.2 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
2.3 определять род и жанр литературного произведения;
2.4 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
2.5 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
2.6 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
2.7 выявлять авторскую позицию;
2.8 выражать свое отношение к прочитанному;
2.9 владеть различными видами пересказа;
2.10 строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
2.11 понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
2.12 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
3 использовать приобретенные знания и умения впрактической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 создания связного текста на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
3.2 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.