Рубрика:
Урок для дистанционного изучения романа "Война и мир"
рассчитан на 30 минут. работа Вконтакте с использованием ссылок на https://www.youtube.com/
Урок 79. Анализ эпизода из романа «Война и мир»
Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения
и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болконского); способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста, формированию читательской культуры; пробуждать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию
читательской культуры.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; ха-
рактеризуют Андрея Болконского, выделяя и анализируя
отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизнен-
ную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.
1. Открытие темы.
2. Повторение.
3. Мотивация и целеполагание
. Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века”»
«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…» — писал Л. Н. Толстой.
Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому ни идеальному, стремясь познать самого себя. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий,
канцтоварыкоторый не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.
4. Новый материал.
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
Понять эту логику мы попробуем, анализируя один из эпизодов из жизни князя Андрея Болконского.
5. Анализ эпизода «Небо под Аустерлицем» (том 1 часть 3 глава XVI)
Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел. «Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,-подумал князь Андрей,-не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,- совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
- Найдите сравнени(-е)-я, какую роль они выполняют?
- Найдите эпитет(-ы), какую роль они выполняют?
- Каковы особенности внутреннего монолога героя?
-Укажите контекстные антонимы, каково их значение?
-Укажите контекстные синонимы, каково их значение?
-Укажите роль знаков конца предложения.
- На что хотел смотреть А. Болконский и почему?
Вывод: это один из лучших эпизодов в жизни героя и один из ключевых эпизодов, раскрывающий суть духовно-нравственных исканий героев романа: князь Андрей начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял»
Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра. «Прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Что-то другое должен человек искать в жизни. Но что?» (Н. Долинина)
Домашнее задание: анализ указанных эпизодов, повторить план анализа эпизода
Лучшие минуты жизни |
Что меняется в герое |
Встреча с Пьером в Богучарове |
|
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном |
|
Любовь к Наташе Ростовой |
|
Участие в войне 1812 г. |
|
Прощение Анатоля Курагина |
|
Возрождение любви к Наташе Ростовой |
|
Смерть Андрея Болконского |
|
Использованы также материалы Г. Фефиловой