
Рубрика:
Предмет: русский язык 6 класс
Урок 121
Тема урока: «Определительные местоимения»
Автор учебника: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
Тип урока: открытие нового знания
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группе, взаимопроверка.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, учебник.
Цели урока:
Предметная цель:
- сформировать понятие об определительных местоимениях;
- вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи;
- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Метапредметная цель:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3.Личностная цель:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Исп. метод проблемного диалога.
Ход урока:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: организация рабочей обстановки, приветствие.
Я заменить могу другие части речи,
звалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
П.Чесноков
- О какой части речи говорит поэт? Как вы это поняли?
- Местоимения употребляются часто (они занимают 3 место после существительных и глаголов). Но всегда ли вам удаётся их узнать?
Давайте проверим, что уже нам даётся легко.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Цифровой диктант:
1 - местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, действие, но не называет их
0 – местоимения всегда в предложении являются подлежащим
1 – они являются одним из основных средств связи предложений в тексте
0 – местоимение себя – личное
0 - указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым
1– мы – личное местоимение
3.Этап выявления места и причины затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
«Доброе слово любого человека достанет»
- Подчеркните все члены предложения. Проверьте себя. Каким членом
предложения является местоимение любой?
- Можете ли определить разряд данного местоимения?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
- Изучение это группы местоимении и будет целью нашего урока. Но как достичь нам успеха в изучении местоимений? (Ответы учащихся: узнать, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.) Вопросы записаны на доске.
5. Этап реализации построенного проекта.
Задача: узнать, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.
- Прочитаем определение на стр. . . §…
-В чем особенность этих местоимений?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: выяснить значение определительных местоимений.
Ответы учеников. (Выводы. Определительные местоимения отличаются друг от друга значение. Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные по родам, числам и падежам. В предложении он могут быть подлежащим, определением, дополнением).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: сравнить работу с эталоном.
Выполнение упражнений из учебника с деформированным текстом.
Физминутка.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: связать новый материал с изученным ранее.
Мы говорили о том, что непросто узнавать местоимения в тесте, сложно их употреблять в речи правильно. Этому мы учимся.
- А теперь обратимся к предложениям:
Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.
Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.
-Чем различаются эти местоимения? (ударением). Назовите начальную форму каждого местоимения.
- В чем особенность склонения местоимений САМ, САМЫЙ?
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: повести личностные итоги деятельности на уроке.
- Что обозначают определительные местоимения?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются определительные местоимения?
- Какими членами предложения являются?
- Что мы не знали? (Какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как они изменяются, мы не всегда правильно употребляли их в речи).
- Что удалось изменить??
- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.
Рефлексия:
- Я сегодня научился…
- Я сегодня узнал…
- Теперь я могу…
Домашнее задание по выбору:
1. Выполнить упражнение по выбору. Или найти в рассказе А.П.Чехова предложения с определительными местоимениями, записать их.
2. Написать мини-сочинение на тему «Мое свободное время», используя определительные местоимения.
3. Составить 5 предложений с определительными местоимениями.
Использованы материалы Рыжиковой О.И.