РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ. Планирование. Родной язык и родная литература

Рубрика: 

Новый предмет в школе - родной язык и родная литература - вызывает много вопросов у специалистов, так как существует дефицит информации. Здесь собран материалы различных сайтов для облегчения работы коллег. 

РАБОЧАЯ программа по  учебному предмету «Русский родной язык» для 5-9 классов - смотри ниже в PDF - файле

Новый УМК «Русский родной язык»

Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов: Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова.
Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов: Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева, И.В. Шамшин.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В.В. Путиным 03 августа 2018 года, предусматривается изучение в школах русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации (по заявлению родителей обучающихся).

Пояснительная записка к Примерной рабочей программе по русскому языку как родному, опубликованной Министерством просвещения и науки РФ на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ, сообщает, что курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику.

Как преподавать новый предмет в системе общего образования? Какие учебные пособия использовать при выборе содержания уроков? Как интегрировать курс в образовательный процесс

Издательство «Русское слово» оперативно реагирует на все изменения в системе образования и готовит к выпуску новый УМК «Русский родной язык» для 1–4 и 5–9 классов. Учебные пособия нового УМК созданы в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, и ориентированы на сопровождение и поддержку основного курса русского языка.

Предлагаемый УМК «Русский родной язык» включает три основных содержательных блока:

  • «Язык и культура»

  • «Культура речи» 

  • «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Блок «Язык и культура»

Позволит раскрыть взаимосвязь языка с историей и культурой народа, позволит выявить общее и специфическое в языках и культурах народов России и мира, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета, а также познакомит с культурой межнационального общения.

Блок «Культура речи»

Ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, практическое овладение соответствующими лингвистическими навыками, повышение речевой культуры подрастающего поколения.

Содержание блока «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Направлено на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения.

Таким образом, представляемые издательством пособия УМК «Русский родной язык» для 1–4 и 5–9 классов позволят сформировать у учащихся представление о языке как о живом развивающемся явлении, имеющем духовную, нравственную и культурную ценность. При этом особое внимание в рамках курса будет уделяться практическому компоненту: формированию у школьников коммуникативных навыков, совершенствованию культуры речи, а также проектной и исследовательской работе, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

УМК «Русский родной язык» планируется к выходу в 2019 году. Министерство просвещения России разъяснило разницу между предметами "Русский язык и литература" и "Родной язык и родная литература"

Министерство просвещения России ответило на редакционный запрос "Idel.Реалии", в котором издание просило разъяснить целый ряд вопросов, поступивших от читателей, касающихся изучения родного языка. В частности, были заданы вопросы о том, полагается ли семье компенсация в случае, если школа не способна обеспечить изучение родного языка ребенка, можно ли выбрать два родных языка одновременно (речь идет о смешанных браках), а также будет ли предусмотрена возможность сдачи единого госэкзамена на языках народов России.

Ведомство проигнорировало эти вопросы, посчитав, однако, нужным разъяснить разницу между предметами "Русский язык и литература" и "Родной язык и родная литература". Ответ за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России С.Пилипенко редакция "Idel.Реалии" получила сегодня, 21 сентября.

"В отличие от изучения предметной области "Русский язык и литература" — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Таким образом, изучение предметной области "Родной язык и родная литература" носит культурологический характер", — сказано в ответе министерства просвещения.

Стоит отметить, что в ведомстве еще раз подчеркивают, что сам предмет "Родной язык и родная литература" является обязательным для изучения, в качестве родного языка можно выбрать русский. При этом "реализация права граждан на выбор языка обучения засивит от возможностей системы образования" — в том числе, от наличия педагогов, которые смогут вести обучение на языке. Другими словами, если в школе нет учителя, например, башкирского языка, башкирские дети не смогут изучать свой родной язык.

Кроме того, Минпросвещения России отдельно подчеркнуло, что "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основанием для этого является разграничение полномочий между различными уровнями власти в федерации.

https://tehurok.ru/sites/default/files/8a1949bc06a50f133f1369634146a2c7.pdf
https://tehurok.ru/sites/default/files/rodnoy_yazyk_2019_g._planirovanie_0.pdf

Материалы по теме