олимпиада 10 - 11 класс русский язык

Рубрика: 

олимпиада 10 - 11 класс русский язык с ответами Клинцы

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание № 1. Определите, в каком ряду написание всех слов соответствует орфографической норме:
I
А. Антагонизм, аппеляция, полисадник, линолеум, дермантин, обояние, обаняние
Б. Антоганизм, аппиляция, палисадник, линолиум, дерматин, обояние, обоняние
В. Антагонизм, апелляция, полисадник, ленолиум, дермантин, обаяние, обаняние
Г. Антагонизм, апелляция, палисадник, линолеум, дерматин, обаяние, обоняние
Д. Антоганизм. апилляция, палисадник, линолиум, дермантин, обаяние, обоняние
II
А. Иждивенец, периферия,интеллигенция, аккомпанемент, дивиденд, калория, алюминий
Б. Иждивенец, переферия, интеллигенция, акомпонемент, дивидент, калория, алюминий
В. Иждевенец, переферия, интеллегенция, акомпонимент, дивиденд, каллория, аллюминий
Г.Иждивенец, периферия, интеллигенция, аккомпонимент, девидент, каллория, алюминий
Д. Иждевенец, периферия, интелигенция, аккомпонемент, дивидент, каллория, алюминий
III
А.Чечётка, бечёвка, растушовка, ножовка, трещётка, сгущёнка, жолоб Б. Чечотка, бечёвка, растушевка, ножевка, трещотка, сгущщнка, жёлоб
В. Чечётка, бечёвка, растушёвка, ножовка, трещотка, сгущёнка, жёлоб
Г. Чечотка, бечовка, растушёвка, ножёвка, трещотка, сгущёнка, жёлоб
Д. Чечётка, бечовка, растушовка, ножовка, трещётка, сгущёнка, жолоб
IV
А. Сымпровизировать, контр-игра, контрадмирал, сверхызысканный, предымпрессионизм, постымпрессионизм, предыюньский, дезынформация
Б. Сымпровизировать, контригра, контр-адмирал, сверхизысканный, предымпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезинформация
В. Симпровизировать, контрыгра, контр-адмирал, сверхызысканный, предимпрессионизм, постымпрессионизм, предиюньский, дезынформация
Г. Сымпровизировать, контригра, контр-адмирал, сверхызысканный, предимпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезинформация
Д. Сымпровизировать, контр-игра, контр-адмирал, сверхизысканный, предымпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезынформация
V
А. Кипяченная вода, незваный гость, желанный подарок, квашенная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленная рыба, стиранное бельё, гостиная комната
Б. Кипяченая вода, незванный гость, желаный подарок, квашеная капуста, мощеная кирпичом улица, вяленая рыба, стиранное бельё, гостинная комната
В. Кипяченая вода, незваный гость, желанный подарок, квашеная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленая рыба, стираное бельё, гостиная комната
Г. Кипяченная вода, незванный гость, желаный подарок, квашенная капуста, мощеная кирпичом улица, вяленая рыба, стиранное бельё, гостиная комната
Д. Кипяченая вода, незванный гость, желанный подарок, квашеная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленная рыба, стираное бельё, гостиная комната
Задание № 2. Разберите слова по составу и укажите их этимологию: невеста, мошенник, мокрица, простыня, околица.
Ответ.
Задание № 3. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ. Слово мыслете, встречающееся во втором примере, входит в состав устойчивого выражения писать (выписывать) мыслете. Объясните значение этого выражения.
1) Полтораста гостей сидели с внешней стороны поставленного покоем стола, — внутри возились шуты (А.Н. Толстой. Петр Первый);
2) — Черт знает, что за перья! — сердится Глеб Глебыч, выводя в большой книге и на маленьких листочках чудовищные мыслете и азы (А.П. Чехов. Сельские эскулапы);
3) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон… (А.П. Чехов. Три года);
4) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем);
Ответ.
Задание № 4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, установите соответствие слов и их значений; обоснуйте свой ответ.
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж]).
Слова чешского языка
Значения этих слов
dorost
hlína
hnilička
holota
hrabivost
chapadlo
chrup
перезрелая груша
молодежь
сброд
корыстолюбие
зубы
щупальце
земля
Ответ:
_____________________________________________________________________________
Задание № 5. Выделите грамматическую основу предложения.
Определите тип сказуемого:
1) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет.
2) Элен вместе с Наташей опять вошла в комнату.
3) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
4) Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – ой-ой. на той неделе голосования.
5) Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного
6) Словом можно соединить людей.
Ответ.
Задание № 6. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. В чём особенность их словообразования (рассмотрите все примеры, кроме первого)?
Прибавь три к одному.
Один в поле не воин.
Одного недоставало этим людям.
Рад, что вы одного со мной мнения.
Мы обедали сегодня у одного Голушкина.
Роскошь утешает одну бедность.
Ответ.
Задание № 7. Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Дайте определение. Выпишите их.
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз везти!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду.
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
Ответ.
_____________________________________________________________________________
Задание № 8. Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы? Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Ответ.
Задание № 9. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Она вышла из комнаты энергичная свежая бодрая радостная? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
Ответ.
Задание № 10. Переведите текст. Запишите его, определите частеречную принадлежность выделенных форм.
ПРИТЧА О ЛВЕ И О ЗАЙЦЕ
(переводная книга басен «Стефанит и Ихнилат», список XVIII в., отрывок)
И яко доиде жребий до зайца, и рече заец к ловцем: «Аще послушаете мене, о ловцы, избавлю вас от тяготы сея, яже стражем». Они же реша: «Еже хощеши, сотвори». Он же рече: «Рцете ведущему мя нескоро вести мя ко лву. Егда же близ будем, вы да скрыетеся. Аз да отвещаю». Они же тако сотвориша.
И шед заяц медленным хождением ко лву. Яко же лву разъяритися гладом и яко явися заец един, глагола к нему лев: «Почто доселе укоснел еси, яко и прочий, скоро не пришел еси?» Заец же рече: «Друга своего зайца влекох к тебе, и некий лев срете мя и похитив его. Много же ему пригласих и засвидетельствовах, яко лвов есть, и не послуша мя. Аще убо хощеши, и веду тя к нему, и яже хощеши сотвори ему». Лев же разъярися, рече к зайцу: «Последую ти, где есть». И поводе его заяц в некий кладязь глубок зело и сотвори его приникнути, яко да лва оного видит. И приниче с ним и заяц и рече ему: «Видиши ли лва, иже похити твоего зайца? Се же и заец у него есть». И показа ему свою и лвову в воде. Се же видев лев и мнев, яко тако есть, и верже себе в кладязь и утопе».
Ответ. РЕШЕНИЯ
ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10-11 КЛАСС
Задание № 1. Определите, в каком ряду написание всех слов соответствует орфографической норме:
I
А. Антагонизм, аппеляция, полисадник, линолеум, дермантин, обояние, обаняние
Б. Антоганизм, аппиляция, палисадник, линолиум, дерматин, обояние, обоняние
В. Антагонизм, апелляция, полисадник, ленолиум, дермантин, обаяние, обаняние
Г. Антагонизм, апелляция, палисадник, линолеум, дерматин, обаяние, обоняние
Д. Антоганизм. апилляция, палисадник, линолиум, дермантин, обаяние, обоняние
II
А. Иждивенец, периферия,интеллигенция, аккомпанемент, дивиденд, калория, алюминий
Б. Иждивенец, переферия, интеллигенция, акомпонемент, дивидент, калория, алюминий
В. Иждевенец, переферия, интеллегенция, акомпонимент, дивиденд, каллория, аллюминий
Г.Иждивенец, периферия, интеллигенция, аккомпонимент, девидент, каллория, алюминий
Д. Иждевенец, периферия, интелигенция, аккомпонемент, дивидент, каллория, алюминий
III
А.Чечётка, бечёвка, растушовка, ножовка, трещётка, сгущёнка, жолоб Б. Чечотка, бечёвка, растушевка, ножевка, трещотка, сгущщнка, жёлоб
В. Чечётка, бечёвка, растушёвка, ножовка, трещотка, сгущёнка, жёлоб
Г. Чечотка, бечовка, растушёвка, ножёвка, трещотка, сгущёнка, жёлоб
Д. Чечётка, бечовка, растушовка, ножовка, трещётка, сгущёнка, жолоб
IV
А. Сымпровизировать, контр-игра, контрадмирал, сверхызысканный, предымпрессионизм, постымпрессионизм, предыюньский, дезынформация
Б. Сымпровизировать, контригра, контр-адмирал, сверхизысканный, предымпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезинформация
В. Симпровизировать, контрыгра, контр-адмирал, сверхызысканный, предимпрессионизм, постымпрессионизм, предиюньский, дезынформация
Г. Сымпровизировать, контригра, контр-адмирал, сверхызысканный, предимпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезинформация
Д. Сымпровизировать, контр-игра, контр-адмирал, сверхизысканный, предымпрессионизм, постимпрессионизм, предыюньский, дезынформация
V
А. Кипяченная вода, незваный гость, желанный подарок, квашенная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленная рыба, стиранное бельё, гостиная комната
Б. Кипяченая вода, незванный гость, желаный подарок, квашеная капуста, мощеная кирпичом улица, вяленая рыба, стиранное бельё, гостинная комната
В. Кипяченая вода, незваный гость, желанный подарок, квашеная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленая рыба, стираное бельё, гостиная комната
Г. Кипяченная вода, незванный гость, желаный подарок, квашенная капуста, мощеная кирпичом улица, вяленая рыба, стиранное бельё, гостиная комната
Д. Кипяченая вода, незванный гость, желанный подарок, квашеная капуста, мощенная кирпичом улица, вяленная рыба, стираное бельё, гостиная комната
Ответ: 1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – Б, 5 – В.
Оценивание: за каждый правильно названный вариант – 1 балл.
Итого: 5 баллов.
Задание № 2. Разберите слова по составу и укажите их этимологию: невеста, мошенник, мокрица, простыня, околица.
Ответ:
Современное членение
Историческое членение
Невест-а
Общеславянское, образовано с помощью приставки не- от «вђста» - «знакомая», произведенного посредством суффикса –т- от вђдђти – «знать», буквально «неизвестная, незнакомая» родным жениха
Мошенник-
Древнерусское производное с помощью суффикса –ник (от ьникъ) от мошьна – «карман» - буквально карманник.
Мокр-иц-а
Собственно русское; образовано с помощью суффикса –ица от «мокрый»
Простын-я
Собственно русское; образовано от «простой» (первоначально – «простое, не сшитое полотно»).
Околиц-а
о-кол-иц-а. Суффиксальное производное от около. Ср. округ, окружность. Первично — «то, что окружает» (поселение), «изгородь». Около — префиксальное производное от коло — «круг». Ср. округ, колесо и др.
Оценивание: за каждый правильный ответ (современное морфемное членение слова + его этимология) по 1 баллу
Итого: 10 баллов
Задание № 3. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ. Слово мыслете, встречающееся во втором примере, входит в состав устойчивого выражения писать (выписывать) мыслете. Объясните значение этого выражения.
1) Полтораста гостей сидели с внешней стороны поставленного покоем стола, — внутри возились шуты (А.Н. Толстой. Петр Первый);
2) — Черт знает, что за перья! — сердится Глеб Глебыч, выводя в большой книге и на маленьких листочках чудовищные мыслете и азы (А.П. Чехов. Сельские эскулапы);
3) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон… (А.П. Чехов. Три года);
4) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем);
Ответ:
Все выделенные слова — названия букв в старом русском алфавите (1 балл):
1) Покой — название буквы «п» в старом русском алфавите (1 балл):
2) Мыслете — название буквы «м» в старом русском алфавите (1 балл):
3) Твердо — название буквы «т» в старом русском алфавите (1 балл):
4) Ижица — название последней буквы в старом русском алфавите, обозначавшей звук [и] (1 балл).
Писать (выписывать) мыслете — устаревшее: «Идти нетвёрдым шагом, зигзагами» (2 балла).
Оценивание: названия букв в старом русском алфавите (кириллице) – 1 балл, за название букв – по 1 баллу (4 баллов), объяснение выражения – 2 балла.
Итого: 7 баллов
Задание № 4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, установите соответствие слов и их значений; обоснуйте свой ответ.
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж]).
Слова чешского языка
Значения этих слов
dorost
hlína
hnilička
holota
hrabivost
chapadlo
chrup
перезрелая груша
молодежь
сброд
корыстолюбие
зубы
щупальце
земля
Ответ:
Слова
чешского языка
Значения
этих слов
Комментарий
dorost
молодежь
Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.
hlina
земля
Ср. русск. глина .
hnilička
перезрелая груша
Ср. русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагаться'.
holota
сброд
Ср. русск. голытьба ‘беднота, оборванцы'.
hrabivost
корыстолюбие
Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями', грабеж, грабитель.
chapadlo
щупальце
Ср. русск. хапать ‘хватать'
chrup
зубы
Ср. русск. хрупать ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском'.
(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)
Оценивание: 1 балл - за правильно определенное значение и 1 балл за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.
Итого: 14 баллов
Задание № 5. Выделите грамматическую основу предложения.
Определите тип сказуемого:
7) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет.
8) Элен вместе с Наташей опять вошла в комнату.
9) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
10) Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – ой-ой. на той неделе голосования.
11) Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного
12) Словом можно соединить людей.
Ответ:
1) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. – Составное именное.
2) Элен вместе с Наташей опять вошла в комнату. – Простое глагольное.
3) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. – Простое глагольное.
4) Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – ой-ой. – 1) Простое глагольное; 2) Составное именное.
5) Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования. – Простое глагольное.
6) Словом можно соединить людей. – Составное глагольное.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого: 6 баллов.
Задание № 6. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. В чём особенность их словообразования (рассмотрите все примеры, кроме первого)?
Прибавь три к одному.
Один в поле не воин.
Одного недоставало этим людям.
Рад, что вы одного со мной мнения.
Мы обедали сегодня у одного Голушкина.
Роскошь утешает одну бедность.
Ответ:
Прибавь три к одному (числительное).
Один (существительное) в поле не воин.
Одного (существительное) недоставало этим людям.
Рад, что вы одного (прилагательное) со мной мнения.
Мы обедали сегодня у одного (местоимение) Голушкина.
Роскошь утешает одну (частица) бедность.
Общее в словообразовании: переход одной части речи в другую.
Оценивание: За каждый правильно названный ответ – 1 балл; за верно указанную особенность – 1 балл.
Итого: 7 баллов.
Задание № 7. Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Дайте определение. Выпишите их.
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз везти!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду.
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
Ответ:
1. Омофоны (1 балл) – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся (1 балл).
2. Возвести – воз вести, те мнят – темнят, погоду – по году (1 балл).
Оценивание: За каждый правильно названный ответ – 1 балл.
Итого: 3 балла.
Задание № 8. Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы? Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Ответ: Написание окончания -е не является орфографической ошибкой, так как это предложно-падежная форма устаревшего имени существительного 1-го склонения постéля (постеля – в постеле как комната – в комнате). В пушкинское время слова постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. В современном русском языке используется только существительное 3-го склонения постель (постель – в постели).
Оценивание: 1 балл – за сопоставление современного слова постель и устаревшего постеля. 1 балл - за указание правильности написания в данном отрывке. 2 балла – за объяснение правильности написания окончания -е с указанием на предложно-падежную форму устаревшего существительного постéля.
Итого: 4 балла.
Задание № 9. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Она вышла из комнаты энергичная свежая бодрая радостная? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
Ответ:
1. Она вышла из комнаты энергичная, свежая, бодрая, радостная.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
2. Она вышла из комнаты, энергичная, свежая, бодрая, радостная.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичнаяй).
Оценивание:
1. Указаны варианты пунктуации – за каждый вариант по 1 баллу.
2. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.
4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла
Итого: 5 баллов.
Задание № 10. Переведите текст. Запишите его, определите частеречную принадлежность выделенных форм.
ПРИТЧА О ЛВЕ И О ЗАЙЦЕ
(переводная книга басен «Стефанит и Ихнилат», список XVIII в., отрывок)
И яко доиде жребий до зайца, и рече заец к ловцем: «Аще послушаете мене, о ловцы, избавлю вас от тяготы сея, яже стражем». Они же реша: «Еже хощеши, сотвори». Он же рече: «Рцете ведущему мя нескоро вести мя ко лву. Егда же близ будем, вы да скрыетеся. Аз да отвещаю». Они же тако сотвориша.
И шед заяц медленным хождением ко лву. Яко же лву разъяритися гладом и яко явися заец един, глагола к нему лев: «Почто доселе укоснел еси, яко и прочий, скоро не пришел еси?» Заец же рече: «Друга своего зайца влекох к тебе, и некий лев срете мя и похитив его. Много же ему пригласих и засвидетельствовах, яко лвов есть, и не послуша мя. Аще убо хощеши, и веду тя к нему, и яже хощеши сотвори ему». Лев же разъярися, рече к зайцу: «Последую ти, где есть». И поводе его заяц в некий кладязь глубок зело и сотвори его приникнути, яко да лва оного видит. И приниче с ним и заяц и рече ему: «Видиши ли лва, иже похити твоего зайца? Се же и заец у него есть». И показа ему свою и лвову в воде. Се же видев лев и мнев, яко тако есть, и верже себе в кладязь и утопе».
Ответ:
И когда настала очередь зайца, он сказал ловцам: «Если послушаете меня, ловцы, избавлю (огражу) вас от этой тяготы». Звери же ответили: «Если хочешь, сделай». Заяц
сказал: «Прикажите везущему меня пусть не торопится вести меня во льву. Когда же будем близко, вы скроетесь. А я отвечу». Звери так и сделали.
И пошёл заяц не спеша ко льву. Когда заяц явился к разъяренному от голода льву, лев сказал ему: «Почему медлил до сих пор, и как другие быстро не пришел?». Заяц же ответил: «Друга своего, зайца, вел к тебе, да какой-то лев встретил меня и похитил зайца». Я же взывал и предостерегал, что это твой заяц, но он не послушал меня. Если хочешь, отведу тебя к нему, что хочешь скажешь ему сам». Разъярился лев и сказал зайцу: «Пойду за тобой, туда, где он есть!» И повел заяц льва к одному очень глубокому колодцу и приглашает его наклониться, чтобы он смог увидеть того льва. Приник лев, а заяц и говорит ему: «Видишь льва, который похитил твоего зайца? Вот же и заяц у него есть». И показал льву в воде тень и его. Увидев же это и подумав, что так и есть, лев бросился в колодец и утоп.
Рцете – глагол, влекох – глагол, оного – местоимение, лвову – притяжательное прилагательное.
Оценивание:
за перевод текста – до 20 баллов (в зависимости от точности и полноты перевода), за правильную частеречную принадлежность выделенных форм – по 1 баллу за каждое слово.
Итого: 20 + 4 = 24 балла.
Задание
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Итого

Реклама:
Услуги по установке и замене столешниц, фартуков и плинтусов, врезке моек, варочных поверхностей вот на этом сайте

https://tehurok.ru/sites/default/files/olimpiada_10-11_rus_s_otvetami.pdf

Материалы по теме