Рубрика:
Смотрите внизу материал для тренировки к ЕГЭ. В 11 классе ребята забывают разряды, а задания требуют этих знаний. Местоимение. Упражнение по распределению местоимений по разрядам.
2. Интерересный урок на https://multiurok.ru/files/miestoimieniie-zadaniia-i-zanimatiel-nyi-mati...
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
П.Чесноков
1. Вступительное слово учителя
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу ноутбуков, девизом которой стало крылатое выражение "Всё своё ношу с собой".
-
Как вы понимаете это выражение?
-
Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы ноутбуков?
-
А знаете ли вы историю возникновения этого выражения?
Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.
Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
-
Обозначьте части речи в этом предложении.
(Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл!)
-
А какие вы знаете выражения, в состав которых входят местоимения?
Я хочу напомнить вам: наука доказала, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из самых первых мест по частоте употребления(17-20 %).
2. Роль местоимений в речи
Местоимения помогают избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек.
Агния Барто "Сильное кино"
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла.
При помощи местоимений можно «спрятать» отгадку в загадке:
Мое стихотворение –
Про местоимения…
Утром - так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький, смущенный,-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)
3. Разряды местоимений. Игра «Самый внимательный»
-
Послушайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.
Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мнепощёчину».
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашунадпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакойветер не смог бы стереть это.
4. Эстафета «Кто быстрее?»
-
Составьте предложения:
1 команда: у ее, около их, позади его, к ее
2 команда: у нее, около них, позади него, к ней
5. Правильно употребление местоимений
Песенка о притяжательных местоимениях
Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.
Папа к ним подошел,
Крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса
Весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать:
«Отойди от будки:
Детям нужно наполнять
Ихние желудки».
Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
«Слушать я уже устал
Ейные упреки.
Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут.
И такая дребедень
Происходит каждый день».
И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
Ихний, ейный, кажный.
Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
Их, его и ее
Говорить вам нужно.
Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам. (А.Хайт)
Игра «Говорите по-русски».
-
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
6. Падеж местоимений
-
Определите падеж возвратных местоимений в данных фразеологизмах.
Сдерживать себя, вбивать себе в голову, давать себе отчет, держать при себе, замыкаться в себе, знать себе цену, не по себе, ничего себе, портить себе кровь, развязывать себе руки, рвать на себе волосы, себе дороже, выдавать себя с головой, выше себя не прыгнешь, оставлять позади себя, приходить в себя.
7. «Интеллектуальный марафон»
-
Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и вопросительные.)
-
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
-
Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н(у нее, от нее). Почему нет н в местоимениях следующих примеров:
За ее домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка. (В данных конструкциях притяжательные местоимения. Предлоги относятся к существительным.)
-
Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)
-
Какие местоимения имеют форму только одного падежа? (Некто.)
-
Какие местоимения имеют форму только двух падежей? (Нечто.)
-
Какая ошибка допущена учеником?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек скользит на льду. Чтобы не скользил, его посыпают песком. (Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)
-
Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)
-
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ((Оно, тот.)
-
Смягчи конечное с у имени существительного 2-го склонения, и ты получишь определительное местоимение. (Вес – весь.)
-
Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)
-
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
-
Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы.)
-
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.)
-
Какие местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)
-
Какие местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)
-
Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой.)
-
С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.)
-
В середине каких местоимений пишется ь? (Сколько, столько, чья, чье, чьи.)
-
Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)
-
Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)
-
Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый – помогает образовывать составную форму превосходной степени сравнения.)
Шарады
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)
Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь.
А целое – тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)
Начало – буква в слове «плот»,
Конец – местоимение.
А середина – пара нот.
Все вместе – поощрение. (Премия.)
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)