Урок в 6 классе - русский язык. Развитие речи. Сочинение по картине

Рубрика: 

 

Урок 52 - 6 класс. Урок развития речи
Сочинение по картине «В музее»
Цели:
научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные достоинства, переводить виденное на язык слова.
Задачи:
развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями,
Ход:
I.. – Запишем слова из тематической группы … Назовите эту группу после написания. Какие слова можно считать  профессионализмами?
Музей, выставка, выставочный зал, экспозиция, экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф, объект, беседа, фотографии на стенде, экскурсанты, указка, экспонаты

​​​​​​​II.Ознакомление учащихся с темой и целью работы. ​​​​​​​
2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях).
3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся (примерные вопросы)
- Какова цель вашего сочинения?
- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?
- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?
- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)
- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?
- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать автора и его картину?
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений  
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
Формы: составить текст экскурсии или описание

III. Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
Рефлексия.

Внимание – советы : описывать все в нужной последовательности.
рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли.
читать картину так же, как и художественное произведение.
Знакомство с художником, описание картины, кроме всего сказанного, повышает общий культурный уровень учащихся, позволяет обогатить знания учащихся о живописи, пополнить бедный словарный запас детей искусствоведческими терминами. следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.
Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.
При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе.
Домашнее задание – орфографический практикум.

Материалы по теме