жития
|
жизнеописание людей, причисленных к лику святых
|
цель создания – канонизация святого; религиозная тема; прославление святого; сообщение о его чудесной силе» похвала идеальному герою; житие создавалось всегда после смерти человека и выполняло воспитательную функцию; идея бессмертия человеческой души |
«Житие Сергия Радонежского» |
хождение
|
произведения, в которых описывались путешествия и паломничества в страны Востока |
монологическая речь (от 1-го лица); наличие традиционного зачина с уверением в достоверности изображаемого (свидетельство «самовидца»); иногда определяется сословная принадлежность автора; иногда указываются причины, побудившие автора взяться за перо; основная часть – объективное описание предметов и лиц. |
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина |
слово
|
Жанр торжественного (в отличие от учительного) красноречия, в котором поднимались широкие общественные, философские, богословские проблемы |
цель создания - вопросы войны и мира, обороны страны, богословские вопросы; достаточно большой объём, есть риторические украшения; сочетание позы с рифмованными строками; соединения «славы» и «плача» |
«Слово о полку Игореве» , «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, |
поучение
|
жанр учительного красноречия |
небольшие по объёму, нет риторических украшений, общедоступный язык, имеет практическую цель – донести информацию до слушателей - советы о том, как следует организовывать свою жизнь |
«Поучение Владимира Мономаха» |
повесть |
текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. |
рассказ об исторических событиях, прославление героев и родной земли |
«Повесть о разорении Рязани ханом Батыем» |
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. |