Рубрика:
Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне.
Потому что солдатом он был настоящим…
Существуют такие произведения, после прочтения которых сердце вздрагивает, а на глазах появляются слезы. Для меня этим произведением стало стихотворение В. Лифшица «Баллада о черством куске».
Стихотворение было опубликовано в тысяча девятьсот сорок втором году. Поэт, в лицо встретивший все тяготы войны, поднимает темы самоотверженности, любви, высокого морального духа людей, отдававших последнее для общей победы. Теперь, в двадцать первом веке, хочется привлечь внимание моих сверстников к этой трогательной семейной истории, к обобщённому образу солдата, который не мог не победить, к истинной женской и сыновней любви.
Сюжет типичен и прост, герои – обычные люди. Думаю, благодаря простоте и нравственной чистоте русского человека, наша страна победила в Великой Отечественной войне. Композиционно стихотворение можно разделить на пять частей. Первая часть – экспозиция. Автор описывает грузовик, везущий продовольствие на фронт, водителя машины и лейтенанта, являющегося главным героем данного произведения. Далее происходит завязка действия: грузовик останавливается возле дома солдата. Если обобщить развитие действия, то можно сказать следующее: после долгой разлуки офицер встречается с женой и сыном. Зная, что семья живет впроголодь, отец отдает свой паёк (кусок черствого хлеба) истощённому сыну. Семилетний мальчик поступает как «настоящий мужчина», он, втайне от отца, вкладывает в руку больной, умирающей матери «отцовский подарок». Лейтенант прощается с семьей и уезжает на фронт. Кульминационный момент, на мой взгляд, отражён в строках:
Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила.
Последняя часть композиции - развязка. На глазах лейтенанта появляются слезы, когда он нащупывает тот же самый кусок хлеба в своём кармане.
Таким образом, движение сюжета отражает главную национальную идею нашего народа: сохраняя жизнь одного человека, мы сохраняем жизнь всего человечества. Нельзя победить народ, в котором и самые маленькие « за все в ответе».
Использование большого количества средств выразительности помогает поэту привлечь внимание читателей, произвести на них сильное впечатление. В. Лифшиц употребляет эпитеты («бедные плечи», «трепетным фарам»), чтобы показать глубину переживаний, сделать произведение более интересным и информативным. Перифраза и метафора («старичок семилетний в потрепанной шубке», «дом из мрака шагнул, покорежен пожаром») позволяют представить тяжесть тыловой жизни. Сравнение «в глаза заглянул, что мерцали, как свечи» выразительно описывает трогательный момент встречи лейтенанта и жены.
Можно отметить необычную фонетическую, лексическую и грамматическую структуры стихотворения. Преобладают звуки «р», «г», «д», которые придают литературному произведению особую звуковую и интонационную выразительность – передают гул военных машин, следующих на фронт по улицам города. Чтобы показать, что людям в тылу было не легче, чем солдатам на фронте, В.Лифшиц использует лексическую анафору:
Там - поверх одеяла - распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи…
Употребление анафоры порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности. Синтаксический параллели́зм, анафора («Потому что ждала. Потому что любила.») позволяет поэту передать динамику, живость и выразительность эмоций, убеждает читателей в истинности, прочности человеческих чувств.
Углубляясь в смысл стихотворения, я пыталась представить не только в звуках, но и в цвете сюжет произведения. Я решила сравнить свои ощущения с компьютерным цветовым анализом программы «Звукоцвет.ру». Мне представлялась картина в мрачных цветах - черном, сером, белом - они рисуют трагичность событий. Когда лейтенант встречается с семьей, появляются более теплые оттенки красного, желтого. Изучив цветовую картинку, выданную компьютерной программой, я увидела, что преобладают фиолетовый, синий цвета. Их присутствие символизирует зависимость положения главных героев от обстоятельств. Однако небольшие вкрапления зелени говорят о надежде. Я надеюсь, что солдат вернется, а дома его встретят живые и здоровые жена и сын.
Баллада построена на основе четырехстопного анапеста. В. Лифшиц использует смежную рифму, которая позволяет представить движение трёхтонного грузовика по «безлюдным проспектам» Ленинграда. Женская рифма помогает передать напряженность ситуации, печаль, завораживающее падение снежных хлопьев: «Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто....». И солдат, и водитель машины кажутся людьми с другой планеты. Они везут на фронт сало, хлеб… Везут то, что давно сами не пробовали, а от голода наши герои были похожи на птиц. Удивляюсь воле этих людей – три тонны еды в кузове машины, а в кармане у лейтенанта - только чёрствый кусок хлеба. Он мог бы спасти свою семью, взяв что-нибудь для них. Но честность, верность долгу и присяге не позволяют даже подумать об этом. Он отдаёт семье свой паёк, а «ценный груз», мы уверены, он доставит на передовую, в действующую армию.
Думаю, не случайно поэт выбрал жанр баллады: в основе – патриотическая мысль, дума. Соблюдая каноны жанра, поэт решает задачу показать героико – трагедийную ситуацию, но при этом никого не поучает, а позволяет нам, читателям, почувствовать, как «дышит» история, ощутить трепетное личное чувство восхищения защитниками Родины.
«Баллада о черством куске» ассоциируется у меня с творчеством знаменитого белорусского поэта А. Кулешова. В его произведениях о войне прослеживаются темы, которые затрагивает В. Лифшиц, например, в стихотворении «Я после хвори домой…»:
И ты, придя с опасного заданья,
Вернулся, как из вечности солдат.
Стихотворение В. Лифшица вызывает у меня симпатию. Я выбрала его в качестве анализируемого произведения, потому что при первом прочтении оно вызвало у меня бурю эмоций, и я считаю, что одно из самых трогательных произведений о войне.
В. Лифшиц - мастер слова, замечательный поэт, и хорошо бы молодым людям знать, что он является талантливым сценаристом, писателем детских сказок. Именно поэтому я думаю, что его творчество необходимо сделать обязательным для изучения в школе. О своем герое – лейтенанте он писал: «… солдатом он был настоящим». То же можно сказать и о самом поэте, участнике Великой Отечественной войны.