Урок - ФГОС - литература - 6 класс

Рубрика: 

Урок 18 – 6 класс
М.Ю.Лермонтов. «Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и любви к родине»

Урок «открытия» нового знания
Цели:
Деятельностная:
научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Цель урока:

познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.
Тип урока: урок исследование
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать образ лирического героя и автора в лирике;
- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- делать устный и письменный анализ стихотворения;
- владеть навыками выразительного чтения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Дополнительно:

  • Проблема.
  • Тема.
  • Актуальность - почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – что в  результате предполагается получить.
  • Гипотеза (предположение).
  • Новизна – что новое обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования.
  • Литература по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
    Значимость 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


 


 


 


 


 


 


 

3. Формулирование темы и целей урока.

Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся.

Приветствие учителя.
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:
Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

- Как поняли мысль, что стихи «случаются»?
(рождаются по вдохновению или когда нужно высказать то, что мучает или не отпускает…)
- Когда стихи «случаются», они становятся шедеврами. (?)
Шеде́вр (фр. «высшая работа») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства.
- Сформулируем тему.
(Шедевр лирики М.Ю.Лермонтова – стихотворение «Тучи») с.150
-Уточним, что такое лирика? лирический герой?
(Стихотворение, в котором выражается душевное состояние лирического героя, его мысли и переживания. Герой лирического стихотворения, который выражает мысли и переживания автора).
Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме.
- Что хотел сказать своим стихотворением?
- Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств?
- Как выразительно читать?
- Собираем материал к сочинению «Анализ лирического стихотворения…»

Приветствие учащихся.


 

Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формулируют тему и цели урока.

4. Подготовка к восприятию стихотворения.

История создания стихотворения. Работа с учебником. с.149

- Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»?

Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос.

5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление.

Прослушивание фонохрестоматии 6 класс.
- С какой интонацией прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое).
- Какие картины представлялись, когда слушали?

Слушают выразительное чтение, развивают воображение, строят мини-текст в художественном стиле.

6. Анализ-исследование стихотворения.

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

-О чём стихотворение? Обратимся к названию.
(О природе. Пейзажная лирика).
- Сколько строф в произведении?
- Наблюдение. Найдите пейзажную зарисовку. (Прочитать 1-2 строки).
- Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их. Какими средствами рисует картину?
( Метафора «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; метафора «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»).
Гипотеза.
- Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение.(Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.)
(Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. Сравнивает себя с ними).
- Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше.
- Почему у лирического героя грустное настроение?
( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»).

Лирический герой

Тучки

изгнанник

странники

   

- В чём особенность построения 2 строфы? К кому обращается?
( Риторические вопросы, обращены прежде всего к себе).
- На какой вопрос ищет ответ? Что гонит? Выписать.

Судьба, зависть, злоба, преступление, клевета

скука

- Какая причина самая горькая? Почему?
(«Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок).

- Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему?
- Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение).
- Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные»)
- Так завидует тучкам или жалеет их? Работа с таблицей.

страсти

страдания

родина

вечно холодные

вечно свободные

Эксперимент.

- Представьте, что завидует и объясните, чему завидует. (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…)

- Получается, что … (жалеет. Такой судьбы, как у тучек, не хочет).

- По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза?

- Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно).

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют.

Делают письменный разбор художественных средств.

Работают с таблицей, находят средства выразительности.

Выполняют словарную работу.

Лазурный - цвета лазури, светло-синий.

Жемчужина - зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета.

7. Рефлексия.

Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

- Выразительное чтение стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт? (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии).

- Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!)

- Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики?

- Круги на воде». Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя.

Т - тоска
У - уныние
Ч - чувства
И – искания

- Д/з. Письменный вывод.

Каким представили М.Ю.Лермонтова, прочитав стихотворение «Тучи»? Выучить наизусть.
Задание повышенной трудности.
- Почему стихотворение назвал «Тучи», а не «Тучки»?

Осуществляют самооценку своей деятельности.


 


 


 


 

Работают в парах.


 


 


 


 

8. Контроль деятельности ученика.

Цель - Создание ситуации успеха.

Выставление оценок

Оценивание

https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_issliedovaniie_shiedievr_liriki_m_iu_liermontova_stikhotvorieniie_tuchi_fgo

 

Материалы по теме