Игры со словами для любознательных

«ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!!!» Материалы акции АССУЛ, которые можно использовать как словесные игры, всегда актуальны для любознательных людей.

День русского языка
Материалы Общероссийской акции «Страна грамотных людей»

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

5-7 классы

ФИО___________________________________________________________________

Школа, класс, город _____________________________________________________

  1. Вспомните «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина и определите слова, которые встречаются в этом произведении, по приведенным ниже лексическим значениям.
  2. Мудрец, звездочет, астролог; колдун, знахарь <…> (стар.) (Даль, т.I, С. 237).____________________________________________________
  3. Бугор над древней могилой (Ушаков, т.I, C. 1551).______________________________________________________
  4. Народ тюркского происхождения, в 7-10 вв.  образовавший государство между низовьями Днепра и Волги (Ушаков, т.IV, C. 1167).___________________________________________________
  5. Знающий или предсказывающий будущее (Ушаков, т.I, C. 267).

________________________________________________________

  1. В Древней Руси – ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.) (Ушаков, т.I, C. 806)._____________________________________________________
  2. Вставьте пропущенные слова в текст, опираясь на их лексическое значение*, данное в подсказках.

…Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело ­­__________________(1):
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней…

                       … весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в _____________________(2)
На _________________ (3) и в ______________ (4)
С грустной _________________ (5) на лице.

  1. Краткое прилагательное, имеющее значение «злой, злобный, недобрый» (Ушаков, т.II, C. 74).
  2. Дворец, великолепное здание, первоначально, в старину, каменное (устар.) (Ушаков, т.III, C. 22).
  3. Трон монарха (Ушаков, т.III, C. 22).
  4. Головной убор, род металлического венка или короны, возлагавшийся на кого-нибудь в знак присвоения ему высокого звания или в знак почетной награды за заслуги (Ушаков, т.I, C. 246).
  5. Размышление, мысль (поэт., устар.) (Ушаков, т.I, C. 810).
  • III. Вспомните повесть А.С. Пушкина «Дубровский» и объясните значение приведенных ниже слов.
  1. Лазарет (существительное____________________________________________________________
  2. Исправник (существительное)___________________________________________________________
  3. Кучер (существительное)_______________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Роптать (глагол)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Флигель (существительное)_________________________________________________________________________________________________________________________

    Ключи
    I.

  6. Волхв.
  7. Курган.
  8. Хазары.
  9. Вещий.
  10. Дружина.
  11.  

    II.

    …Видно, на море не тихо;
    Смотрит – видит дело лихо:
    Бьётся лебедь средь зыбей,
    Коршун носится над ней…

                  … весь сияя в злате,

    Царь Салтан сидит в палате

    На престоле и в венце

    С грустной думой на лице.

    III.

  12. Лазарет – небольшая больница при войсковой части (Ушаков, т.II, C. 18).
  13. Исправник – начальник полиции в уезде (дорев.) (Ушаков, т.I, C. 1246).
  14. Кучер – возница, работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми. (Ушаков, т.I, C. 1561).
  15. Роптать – высказывать недовольство кем-чем-нибудь или обиду на кого-что-нибудь (Ушаков, т.III, C. 1896).
  16. Флигель – жилая пристройка сбоку главного здания  (Ушаков, т.IV, C. 1091).

* Напомним, что лекси́ческое значе́ние сло́ва — содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д. (Источник: Лингвистический энциклопедический словарь, http://tapemark.narod.ru/les/261a.html)
 

Средняя: 5 (3 оценки)

Рубрика: 

Материалы по теме