Русский язык 5 класс. Урок 38. Сочинение (обучающее). Описание картины

Рубрика: 

5 класс. Урок 38. Сочинение (обучающее). Описание картины
Цели:
1. Личностные: овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений.
2. Метапредметные: овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
3. Предметные: совершенствование умения описывать картину, орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, составлять письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.
Ход урока:
1.Организационный этап.
2.Мотивационный этап.
Отгадайте загадку:
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем
. (Масленица)
- Как в вашей местности празднуют Масленицу? - Как вы думаете, а в 20, 19 веке так же праздновали? - Хотелось бы узнать, как? 
Показ картины Б. Кустодиева "Масленица". - Понравилась картина? - Почему? - Это репродукция (Репроду́кция - воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала). Быстрый поиск в Интернете : "Описание картины Бориса Кустодиева “Масленица”
Название: Масленица
Страна, художник: Россия, Борис Кустодиев
Год: 1919
Жанр: Жанровая сцена
Находится: Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург"

3. Этап построения проекта урока. Коммуникативный этап.
- Вы уже догадались, чем мы будем сегодня заниматься на нашем уроке?
Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  
Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета.
Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания:
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение
4. Этап построения выхода из затруднения. - Рассмотрите ещё раз картину. Сможете вы её описать самостоятельно? Какая помощь вам нужна?
5. Содержательный этап.
Анализ картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (см. презентацию)
Праздник масленицы совсем недавно прошел, но атмосфера веселого раздольного праздника осталась. Чувствуется она и на картине Б.М. Кустодиева «Масленица».
Откройте ваши учебники на стр. 32., упр. 65.  Запишите в тетради дату, тему урока, эпиграф.
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица.

Глядя на эту картину, «Масленица», трудно себе представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир – это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.

  • Что изображено на картине?

- Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города.

Эту картину Кустодиев писал под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска.

  • Чем примечательная изображенная местность?

- Местность холмистая, и на ней раскинулся сказочный заснеженный город.

  • Какие постройки вы видите?

- Церкви, светлые купола храмов, торговые ряды, театр, искрящиеся инеем крыши домов и зданий.

  • Давно ли выпал снег?

- О том, что шел снег, видно по его обилию на деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах.

  • Обратите внимание на людей, изображенных на переднем плане. Как они одеты? Что, по-вашему, занимает их?
  • Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?

- Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.

  • Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?

- В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянью. Картина словно иллюстрация к отрывку из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

  • Найдите в отрывках подтверждение этому.

- «Яркие пятна, звоны, …синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони».

Какие средства выразительности использует И.Шмелев для изображения масленицы?

  • Какие цвета использует художник для изображения людей?

- «Черно на горах народом», «разноцветные сани и шали», «воздушные шары».

  • Какие цвета и оттенки художник использовал для изображения природы?

- Изумрудно-зеленое небо, желто-розовые облака, белые жемчужные деревья, оттенки синего, сиреневого.

  • Есть ли взаимосвязь между картиной природы и сценой народного гулянья? В чем она проявляется?

- Светом, чистотой наполнена природа, светом наполнены лица людей. Они излучают счастье, радость от народного гулянья, от того, что без людской злобы с чистого листа начинают новый период жизни. Почему, спросите вы? Потому, что в масленицу существовал обряд «просить прощенья». Художник запечатлел на полотне просветленность народа в момент народного гулянья.

  • Вообразите, какими звуками может быть наполнена картина?

- «Стоит благодатный гул, гудят шарманки», «пищат гармошки», смех, шутки.

Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями, с самобытностью народа и обычаев, с жизнелюбием и оптимизмом.

  • Сохранилось ли это сегодня? Какие традиции существуют в вашей семье?

- Сохранилось очень многое. Это настоящее богатство. Наши вечные ценности.

  • Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?

Давайте попытаемся перенести наши впечатления от картины в сочинение. А чтобы вам помочь – задания.

V. Работа над орфограммами и пунктограммами.

1) Объясните орфограммы, составьте со словосочетаниями предложения:

hello_html_m307f309f.png
2) Объясните пунктограммы, составьте схему предложения:
Главная тройка, въезжающая на пригорок, чуть притормозила свой бег, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства.
3) Составление плана. (Если готовый план, то задать вопрос: Что бы вы добавили в план? А что бы исключили из него?)
1. Б.М. Кустодиев – талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта и русского характера.
2. Картина «Масленица» - собирательный образ России:

  1. Панорама заснеженного города
  2. Народные забавы
  3. Лихая езда в расписных санях
  4. Звуки масленицы
  5. Взаимосвязь природы и народного гулянья.

( 5 этап урока с использованием материалов https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/03/26/urok-russkog...)
7. Технологический тап и контрольно-оценочный.
8. Этап рефлексии. 
9. Домашнее задание: написание сочинения в тетради по развитию речи

Дополнительный материал.
«Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
«Я любуюсь – любуюсь масленицей, боюсь дотронуться, - так хороша она. Чудится что-то в этом, но – что? Не могу сказать?»
 

Материалы по теме