Предложение. Полные и неполные предложения. Повторение к ОГЭ и ЕГЭ

Рубрика: 

Полные и неполные предложения. Повторение к ОГЭ и ЕГЭ

ПОЛНОЕ предложение – это предложение, в котором есть все члены предложения, необходимые для понимания СМЫСЛА предложения.
НЕПОЛНОЕ предложение – это предложение, в котором отсутствуют члены, главные или второстепенные, необходимые для понимания СМЫСЛА предложения.

Из теории следует:

1. ПОЛНОЕ и НЕПОЛНОЕ предложения – это СМЫСЛОВАЯ составляющая предложения, то есть опора не на способы выражения тех или иных членов, их формы, а чаще всего на СМЫСЛ предложения (а это всегда даётся школьникам непросто!)
2. ПОЛНОЕ предложение – это не предложение, в котором есть ВСЕ ЧЛЕНЫ (все главные и все второстепенные). ПОЛНОЕ – это значит, что там должно быть достаточно членов, которые могут передать в полной мере СМЫСЛ предложения.
Из вышесказанного вытекает пункт 3 
3. Количество слов в предложении не показатель его полноты или неполноты (предложение может состоять из одного слова и быть ПОЛНЫМ).
 4. Не только пропуск главных, но и пропуск второстепенных членов может свидетельствовать о том, что предложение НЕПОЛНОЕ.
5. НЕПОЛНЫМ может быть как целое предложение, так и его отдельная часть, если предложение сложное.

Из всего сказанного выше вытекают следующие ошибки, с которыми сталкивается рядовой школьник:

 1. Не чувствуют смысл предложения. А значит не могут в полной мере оценить его смысловую полноту или неполноту.
2. Главный критерий полноты или неполноты предложения – количество слов: много слов – полное, мало слов или одно слово – неполное.
 3. При определении полных-неполных предложений смотрят только на наличие или отсутствие главных членов, забывая, что и пропуск второстепенного члена может сделать предложение неполным.
 4. Двусоставное предложение не значит полное.
 5. И вишенка на торте: все предложения, в котором только один главный член, только подлежащее или только сказуемое, относят к неполным, чего категорически делать нельзя.

Вот главные позиции темы:

Суть НЕПОЛНОГО предложения заключается в том, что необходимые для понимания смысла члены мы легко можем восстановить из контекста или речевой ситуации в целом.

Отсюда деление неполных предложений на КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ и СИТУАТИВНЫЕ. Сами термины можно не учить, но они помогают понять суть неполных предложений.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ – пропущенные члены (или целые части предложений) будем искать в контексте, то есть в данном предложении или в предложении, стоящем выше.
СИТАУТИВНЫЕ – пропущенные члены нам подсказывает не конкретное предложение, а сама речевая ситуация, тема разговора, общий фон беседы.

Вот примеры КОНТЕКСТУАЛЬНЫХ неполных предложений:

1. ПРОПУСК ПОДЛЕЖАЩЕГО

[Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца], [белые раскрываются часов в десять].
Первая часть – полное предл. (смысл ясен)
Вторая часть – неполное предл. (пропущено подлежащее ЛИЛИИ, которое можно восстановить из 1 части).
 2. ПРОПУСК СКАЗУЕМОГО

Она молча кивнула мне. Я – ей.
Первое предл. – полное (смысл ясен)
Второе предл. – неполное (пропущено сказуемое КИВНУЛА, которое можно восстановить из 1 предл.).

3. ПРОПУСК ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

«Вы догадываетесь, куда они пошли?» – «К мельнице».

Первое предл. – полное (смысл ясен)

Второе предл. – неполное (пропущено подлежащее ОНИ и сказуемое ПОШЛИ, которые можно восстановить из 1 предл.)4. ПРОПУСК ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Лучи солнца золотят острые верхушки елей на левом берегу. На правом – ветлы мочат в воде свои бледно-зелёные ветви.

Первое предл. – полное (смысл ясен)

Второе предл. – неполное (пропущено обстоятельство НА БЕРЕГУ, которое можно восстановить из 1 предл.).

 5. ПРОПУСК ДОПОЛНЕНИЯ

Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.

Первое предл. – полное (смысл ясен)

Второе предл. – неполное (пропущено дополнение ПЕРЧАТКИ, которое можно восстановить из 1 предл.).

 6. ПРОПУСК СКАЗУЕМОГО И ДОПОЛНЕНИЯ

Кто его ждал? Пустая, неуютная комната.
Первое предл. – полное (смысл ясен)
Второе предл. – неполное (пропущено сказуемое ЖДАЛА и дополнение ЕГО, которые можно восстановить из 1 предл.).

7. ПРОПУСК ГЛАВНОЙ ЧАСТИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

«Ну, где ж твои Ближние Мельницы?» – «Что значит, «где»? Тут». – «Где же тут?» –«Где мы идем».

Последнее предл. – неполное сложное предложение, в котором есть только придаточная часть, а главная часть пропущена (БЛИЖНИЕ МЕЛЬНИЦЫ НАХОДЯТСЯ ТАМ), но её можно восстановить из контекста.

Примеры СИТУАТИВНЫХ неполных предложений:

 1. Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... «Можно?» – спросил он дрогнувшим голосом.

 Прямая речь – это неполное предложение, смысл которого ясен из окружающей обстановки, в которой оказался герой: МОЖНО МНЕ ВОЙТИ В ДОМ.

 2. Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины. «Я за вами!» – предупредил я и побежал к своей машине.

 Прямая речь – это неполное предложение, смысл которого ясен из окружающей обстановки, в которой оказался герой: Я ЗАНЯЛ МЕСТО В ОЧЕРЕДИ ЗА ВАМИ.

Теперь некоторые нюансы, которые важны при выполнении задания 3 ОГЭ, но о которых не все школьники знают:

1. Большинство односоставных предложений – это ПОЛНЫЕ предложения.

Односоставные полные предложения 

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Это односоставные назывные, ПОЛНЫЕ предл. (смысл таких предложений ясен, они утверждают факт существования данных предметов или явлений).
Было сыро и холодно.
Это односоставное безличное, ПОЛНОЕ предл. (смысл ясен, действие выполняется само по себе, стихийно и не требует исполнителя).

Односоставные неполные предложения.

 - [То-то моей старухе тепло будет], да и [ребятишкам тоже].
Первая часть – односоставное безличное, полное предл. (смысл ясен), а вторая часть – односоставное безличное, НЕПОЛНОЕ предл. (пропущено сказуемое БУДЕТ ТЕПЛО).

 «Анатолий Матвеевич! У нас свой взгляд! Рядом с этими, – он мотнул головой в сторону декораций, – хотим повесить свой плакат. Почему не разрешают?»
Почему не разрешают? – односоставное неопределённо-личное, НЕПОЛНОЕ предл. (пропущено дополнение ПОВЕСИТЬ ПЛАКАТ).
Разница между полными и неполными односоставными предложениями очевидна.

 2. Если в предложение можно подставить в качестве подлежащего только местоимения ОН, ОНА, ОНО, это НЕПОЛНЫЕ предложения.

 Иногда она присаживается на скамейку. Опять встаёт и нервно ходит взад и вперёд.

Первое предл. – полное (смысл ясен), а второе предл. – двусоставное НЕПОЛНОЕ (можно подставить подлежащее ОНА: она встаёт, она ходит).

Почему их нельзя отнести к односоставным предложениям?  

Если предложение односоставное, нужно указать его вид (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное). Но ни в одном из указанных видов нет такой формы выражения сказуемого: гл. 3 лица, ед. числа, наст./будущ. времени. Потому они двусоставные, но неполные.

3. Если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени МН. числа, предложение односоставное неопределённо-личное, ПОЛНОЕ.
Если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени ЕД. числа, предложение двусоставное, НЕПОЛНОЕ.

СРАВНИМ:

 Мне читали целый день нотации (ЧИТАЛИ – гл. прош.вр. МН.Ч., значит предложение односоставное неопределённо-личное, ПОЛНОЕ).

Читал целый день нотации (ЧИТАЛ – гл. прош.вр. ЕД.Ч., значит предложение двусоставное, НЕПОЛНОЕ).

4. Предложения, в которые пропущено сказуемое, но есть дополнение или обстоятельство, – НЕПОЛНЫЕ.

 На столе букет. За окном вьюга. У тебя усы.

Это двусоставные НЕПОЛНЫЕ предложения. Неполными они являются потому, что неясно, что конкретно делает подлежащее (букет ЛЕЖАЛ, СТОЯЛ, НАХОДИЛСЯ, БЫЛ и т.д., вьюга БЫЛА, БУШЕВАЛА, РАЗГУЛЯЛАСЬ, КРУЖИЛА и т.д., усы БЫЛИ, РОСЛИ, ТОРЧАЛИ и т.д
 
 

 

 

 

Материалы по теме