Урок русского языка в 6 классе по ФГОС. Определительные местоимения

Рубрика: 

Предмет: русский язык 6 класс
Урок 121
Тема урока: «Определительные местоимения»
Автор учебника: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
Тип урока: открытие нового знания
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группе, взаимопроверка.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, учебник.
Цели урока:
Предметная  цель:
- сформировать понятие об определительных местоимениях;
- вырабатывать умение находить определительные  местоимения в тексте и употреблять их в речи;
- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Метапредметная цель:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.   
3.Личностная цель:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргумен­ты фактами.
 Исп. метод проблемного диалога.
Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: организация рабочей обстановки,  приветствие.
    Я заменить могу другие части речи,
    звалив обязанности их себе на плечи.
    Когда приходится слова другие замещать,
    На их значение всегда мне надо указать.
                                                              П.Чесноков

- О какой части речи  говорит поэт? Как вы это поняли?
- Местоимения употребляются  часто (они занимают 3 место после существительных и глаголов). Но всегда ли вам удаётся их узнать?
Давайте проверим, что уже нам даётся легко.
 2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Цифровой диктант:
1 - местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо,  предмет, признак, действие, но не называет их
0 – местоимения всегда в предложении являются подлежащим
1 – они являются одним из основных средств связи предложений в тексте
0 – местоимение себя – личное
0 - указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым
1– мы – личное местоимение
3.Этап выявления места и причины затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
«Доброе слово любого человека достанет»
- Подчеркните все члены предложения. Проверьте себя.  Каким членом
предложения является местоимение  любой?
- Можете ли определить разряд данного местоимения?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
- Изучение это    группы местоимении  и будет целью нашего урока. Но как достичь нам успеха в изучении местоимений? (Ответы учащихся: узнать, какие местоимения относятся к определительным,  что они обозначают, каким членом предложения  являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.) Вопросы записаны на доске.
5. Этап реализации построенного проекта.
Задача:  узнать, какие местоимения относятся к определительным,  что они обозначают, каким членом предложения  являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.
- Прочитаем определение на стр. . . §…
-В чем особенность этих местоимений?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: выяснить значение  определительных местоимений.
Ответы учеников. (Выводы. Определительные местоимения отличаются друг от друга  значение. Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные по родам, числам и падежам. В предложении он могут быть подлежащим, определением, дополнением).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: сравнить работу с эталоном.
Выполнение упражнений из учебника с деформированным текстом.
Физминутка.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: связать новый материал с изученным ранее.
Мы говорили о том, что непросто узнавать местоимения в тесте, сложно их употреблять в речи правильно. Этому мы учимся.
- А теперь обратимся к предложениям:
Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.
Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.
-Чем различаются эти местоимения? (ударением). Назовите начальную форму каждого местоимения.
- В чем особенность склонения местоимений САМ, САМЫЙ?
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: повести личностные итоги деятельности на уроке.
- Что обозначают определительные местоимения?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются определительные местоимения?
- Какими членами предложения  являются?
- Что мы  не знали? (Какие местоимения относятся к определительным,  что они обозначают, каким членом предложения  являются,  как они изменяются,  мы не всегда правильно  употребляли  их в речи).
- Что удалось изменить??
- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.
Рефлексия:
- Я сегодня научился…
- Я сегодня узнал…
- Теперь я могу…
Домашнее задание по выбору:
1.  Выполнить упражнение по выбору. Или найти в  рассказе А.П.Чехова предложения с определительными местоимениями, записать их.
2. Написать  мини-сочинение на тему  «Мое свободное время», используя определительные местоимения.
3. Составить 5 предложений с определительными местоимениями.
Использованы материалы Рыжиковой О.И.

Материалы по теме