Урок "Имя числительное. Повторение" 6 класс ФГОС

Рубрика: 

 

Урок 111

Технологическая карта урока общеметодологической направленности.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6
Авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
Тема урока:    Повторение по теме "Имя числительное".
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Предметная: формировать умение грамотно и правильно писать числительные, показать спектр употребления числительных в речи
Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.
Урок 14-й в теме.
Структура общеметодологической направленности.

Этапы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивирование на учебную деятельность

Самоопределение

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.

 

Настраивает учеников на успешную работу.

 

Нацеленность на успешную работу.

1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Актуализация знаний

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Консультирует.
 

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

1) Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Целеполагание, постановка проблемы

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Поиск путей решения проблемы

Самостоятельная коррекция знаний.

Консультирует.
-  Что мы знаем об имени числительном?

- Какие части речи, кроме числительного, имеют значение счёта, количества?

-На какие две группы делятся все числительные? Что они обозначают?

-Расскажите о правописании мягкого знака в числительных.

Проверка работы по карточкам. Работу у доски оценивают дети.

-Что вам известно о числительных оба, обе, полтора, полтораста?

 

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану.  Групповая работа по решению практических задач.
Четыре ученика работают у доски по карточкам.
Карточка №1Произвести синтаксический разбор предложений.
Три друга отдыхали в деревне. Мы пошли в столовую после третьего урока.
Карточка №2
Определить часть речи, записать словосочетания.
Пятёрка, пятеро, пятиэтажный, пять.
Карточка №3
Запишите предложения. Числа замените словами.
1)Юрий Алексеевич Гагарин был 1 капитаном 1 космического корабля. 2)С ним было 1500 солдат и казаков, 500 калмыков и 12 пушек.
Карточка №4
Просклоняйте числительное 70.

 

1) Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Решение проблемы

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Консультирует. –Что нужно для того, чтобы успешно написать диктант?Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения.
Прочитайте вслух текст.
Найдите и выпишите в два столбика:
а) числительные - цифрами;
б) слова со значением числа - словами.

В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь пятьсот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до семисот двадцати пяти миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стола равняться одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.

В середине двадцатого века оно достигло двух миллиардов пятисот семнадцати миллионов.

По прогнозам учёных к две тысячи третьему году население Земли достигнет шести-семи миллиардов человек.
Проверка домашнего задания.

Рассматривание картинки "Меры длины и веса".
В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см.), "большой палец" - дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад."
"Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (от 500 - 750 саженей)".
"Пядь - древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17 - 18 см.) - расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного..."

 

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

Физминутка

Коррекция

 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

Помогает, советует, консультирует

Количественные  - хзлопаем
Собирательные – топаем
Порядковые - приседаем

 

Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три поросёнка, третий лишний, на четыре стороны, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова.

 

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Консультирует.

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения.

Систематизация знаний

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

 

Консультирует, направляет

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

ещё подлежит усвоению.

Объяснение домашнего задания

1. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Разъясняет, предлагает задания на выбор: подобрать пословицы и поговорки с числительными, старинные меры веса, фразеологизмы.

1-2 морфологического разбора числительног

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Оценивание

1. Организовать оценивание работы обусающихся

Консультирует, обосновывает оценки.

. Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что – нет.

Рефлексия учебной деятельности

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

Благодарит учеников за урок.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

http://tehurok.ru/blog/nazvaniya-chislitelnyh-kakoe-chislitelnoe-samoe-bolshoe-trillion-kvintillion

Использованы материалы https://yandex.ru/search/?lr=191&clid=1985923&win=102&text=урок%206%20класс%20повторение%20темы%20имя%20числительное%20у

Диктант 1

Глубина озера Байкал — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)

Диктант 2
Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он всегда строился свободно и просторно. Иностранцев поражала Москва. Они считали, что она по размерам превосходит крупнейшие города Европы.

Обширные дворы, бескрайние огороды, необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах небольшие каменные дома тесно лепились друг к другу и создавали непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась Пожар.

Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине XV века. (110 слов)

Материалы по теме