Практика учителя-словесника по формированию функциональной грамотности

Рубрика: 

Практика учителя-словесника по формированию функциональной грамотности
Задача учителя-словесника – формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе по предмету. Это значит, что мы обеспечиваем такой уровень знаний, умений и навыков учеников, который создаёт условия для «нормального функционирования личности в системе социальных отношений», даёт возможность «эффективно действовать в системе неопределённости», т. е. умение решать жизненные задачи, адекватно воспринимать действительность, находить оптимальные решения в нестандартной ситуации, смотреть на вещи, события и явления с разных сторон, логически мыслить.  Мир быстро изменяется, задача школы, родителей – помочь ребёнку устоять в нестабильном обществе, а для этого необходимо быть функционально грамотным: и математически, и финансово, и в естественно - научном плане, обладать креативным мышлением и глобальными компетенциями. Но согласитесь, если человек не понимает написанного или произнесённого слова, текста, о какой грамотности может идти речь?

 Понимая всю важность читательских компетенций, учителя – мои коллеги, словесники, и я работаем над формированием функционального чтения, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • поиск информации
  • понимание прочитанного, т.е. смысловое чтение
  • работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) – развитие критического мышления 
  • применение информации для решения своих задач.

Эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Существуют различные приёмы формирования читательской грамотности. Один из них – использование инфографики. Опыт работы по данной теме был представлен мной в рамках первой Всероссийской конференции по теме «Лучшие педагогические практики по формированию читательской грамотности у обучающихся».
При проведении урока развития речи, предполагавшего развитие навыков функционального чтения, была реализована тема методическая- «Использование инфографики как средства формирования читательской грамотности».
И первый же мультимедийный слайд урока по подготовке к сочинению был очень информативен: портрет поэта С. Михалкова, дата жизни, обложки книг, текст гимна…Вопрос учителя:
- Что вы знаете о С. Михалкове?
Школьники, рассматривая объекты, понимают суть явления и устанавливают связи между представленными графически свойствами предметов, лаконичным текстом и статистическими данными.
Объектом изучения стала басня «Любитель книг», для понимания которой далее используется приём «Цветной текст» - выделение в тексте ключевых слов – сигналов для понимания смысла текста, которую дети выражают при помощи слогана. Для этакой работы учитель готовит раздаточный материал для каждого ребёнка.
Далее с помощью инфографики, компактно представляющей структуру сочинения-рассуждения, ребята усваивают порядок написания работы.
Важно научить правильно читать такой «плакат», нужно подсказать, что цвет, знаки, символы, рисунки, текст, цифры не случайны - они несут важную информацию. Так и в жизни очень часто мы видим изображения, слова, стрелки, схемы и т. п. Исследуя их, составляем невольно, про себя, рассказ. Например, рассмотрев внимательно стенд, помещенный перед домом – музеем великого человека, на вокзале, в метро, на дороге, при посещении музеев, курортных мест, мы сможем с комфортом для себя насладиться отдыхом, поездкой, экскурсией. Так обычная работа на уроке в школе поможет ученику успешно социализироваться.

Так как ФГОС предполагает формирование функциональной грамотности на всех школьных уроках, несомненно, способность молодого человека понимать и использовать письменное тексты, позволит размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В результате выпускник общеобразовательной школы сможет успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

 https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/)

 

Материалы по теме