Контрольное тестирование "Сложноподчинённые предложения". 9 класс. ОГЭ и ЕГЭ подготовка

Рубрика: 

Тестирование по теме «Сложноподчинённые предложения»
Вариант 1

  1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
  2. И вечером новость, что я приехал, в Москве все уже знали.
  3. Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
  4. Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
  5. Веревка была длиной почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.
     
  6. Укажите лишнее предложение.
  7. Юной афганке, ставшей виновницей ссоры царя и поэта, трудно было понять, что будет с ней дальше. (А. Алимжанов)
  8. Успешно закончив своеё путешествие, которое длилось 10 месяцев и 14 дней, Шокан Уалиханов прибыл в Верное.
  9. Земляные курганы, о которых я уже говорил, лежат по левому берегу Ишаната… (Ш.Уалиханов)
  10. Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, так что слушали его всегда с оживлённым вниманием.
     
  11. Придаточное предложение стоит перед главным в предложении (знаки препинания не расставлены)
  12. Лишь темно-зеленые почти черные водоросли начнут заполнять мелкий берег извиваясь как змея появляются небольшие косяки угря рыбы похожей на отрезки каната.
  13. Спасенный мальчик оказался в Кабуле где правил его родственник основатель государства Великих Монголов Бабур.
  14. А есть ещё быстрины где река течёт сильнее с напором и видно глубокое дно.
  15. Я слышал что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей. (Р. Гамзатов)

4. Если посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, она не развалится.

В сложноподчиненном предложении придаточное

  1. образа действия, меры и степени;
  2. условия;
  3. причины;
  4. уступки.
  5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
  6. Если не показать сейчас людям, что он решился на большое дело, они отшатнутся от него, пойдут своим путём… (И. Есенберлин)
  7. Друзья намекнули Махамбету, что многие жигиты мечтают о ней. (А. Алимжанов.)
  8. Махамбет после приезда из Петербурга по- прежнему не вникал в дела хана, пока не был однажды приглашен в ставку старшина Исатай. (А. Алимжанов.)
  9. Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. (А. Пушкин)
  10. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
  11. В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества… (2) Какой вывод можно сделать из сказанного? (3)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (4) Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (5) Чтобы потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности
  12. Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены)
  13. Дом где я живу стоит в начале улицы.
  14. Лед уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.
  15. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький)
  16. Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)

8. Найдите предложение с придаточным места.

1) Боль в груди была такой сильной, что словно сквозь сон слышал он голос продолжавшего петь Умбетея-жырау. (И.Есенберлин)
2) Он не сказал, когда приходить.
3) В первый же день Махамбет увидел Макбал, вместе с которой провел детство. (А.Алимжанов.)
4) Он посмотрел туда, где играл сын. (И.Есенберлин)

  1. Укажите лишнее предложение.
  2. Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев.)
  3. Слезы у него были на глазах, когда он сказал это… ( К. Паустовский)
  4. Размышления- это изречения, в которых раскрываются взгляды на явления природы и общественные отношения, обобщаются знания много повидавшего, прожившего долгую жизнь человека.
  5. Не вздумай в воздушный стрелять караван, коль нужной стрелы не хранит твой колчан. (Шалкиз-жырау)
  6. Укажите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным уступки.

1)…Если мать хоронит сыновей, плачет мать и слез унять не может. (Р. Гамзатов)
2) Тогда Макар увидел, что они стоят у большой двери, которую раньше скрывали туманы. (В. Короленко)
3) Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями.
4) Когда армия Кира увидела надвигающуюся на нее с диким воем конницу кочевников, у многих, даже закаленных в боях, воинов дрогнуло сердце. (Б.Жандарбеков)

11. Замените словосочетание «с сюжетной линии» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

12. . Нарисуйте схемы. Определите вид придаточного.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
13. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Гарин-Михайловский Н.)

14. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (Гребенюк И.)

15. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (Санин В.)

16. .В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.)

17.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)

18. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)

19. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (Куликов А.)

20. . В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Велтистов Е.)
Ответы

Задание

Ответ

1

4

2

4

3

1

4

2

5

1

6

4

7

2

8

4

9

3

10

3

Тестирование по теме «Сложноподчинённые предложения»
Вариант 2

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Гарин-Михайловский Н.)

2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (Гребенюк И.)

3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (Санин В.)

4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.)

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (Куликов А.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Велтистов Е.)

9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся. (Велтистов Е.)

10. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Засунув руки в карманы,(1) отчужденно осматриваясь, (2) полковник медленно обошёл всю свою квартиру. Кроме обоев, (3) тут, (4) кажется, (5) ничто не напоминало того места,(6) где они с Шурой когда-то жили. Квартира ничем не отличалась от других случайно уцелевших квартир в других городах, (7) куда ему приходилось входить в последнее время. (Кнорре Ф.)

11Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Запишите номер.

1) (7) Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки.

2) (16) Где на глубоком месте кормятся в море, ныряют, достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, там обязательно плавают бабуры.

3) (25) Каспийские рыбаки часто видят, как посреди открытого моря, далеко от берегов, на спинах больших белых птиц стоят чёрные птицы, раскинувши мокрые крылья, точно чёрные паруса.

4) (27) А ленивые бабуры преспокойно плавают наверху, опустивши над водою длинные носы, - ждут новой подачки.

12 Замените разговорное слово «до отвала» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки.

13. Замените словосочетание «с морского дна» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой

Так на спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять.

15 Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

16. Нарисуйте схемы. Определите вид придаточного.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

17. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

18. Нарисуйте схему. Определите вид придаточного.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

19.Среди предложений 18-24 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

(18)Поныряет, поныряет баклан, крылья обмокнут - пора бы и посушиться. (19)А до берега лететь далеко. (20) Вот поймает баклан рыбёшку, подплывет к бабуре, и такой будто происходит разговор:

(21)«Разреши мне, дружок, на твоей спине обсушиться».

(22)«Если рыбку дашь, разрешу».

(23)«Пожалуйста, вот тебе рыбка!..»

(24)Отдаст баклан рыбку приятелю, а бабура за это ему свою широкую спину подставит: пожалуйста, мол, влезай!..

20.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Много дорогой рыбы уничтожают бакланы, (1) поэтому рыбаки бакланов очень не любят. Где на глубоком месте кормятся в море, (2) ныряют, (3) достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, (4) там обязательно плавают бабуры.

Ключ к проверке

1.12

2.1

3.1

4.12

5.4

6.45

7.7

8.3

9.67

10.67

11.3

12.досыта ( или много)

13.со дна моря

14.1

15.б

16.а)СПП с изъяснительным придаточным

Б)СПП с обстоятельственным придаточным

В)СПП с определительным придаточным

17.времени

18. а)СПП с определительным придаточным

Б)СПП с изъяснительным придаточным

В)СПП с обстоятельственным придаточным

19.22

20.14

 

Материалы по теме