ЕГЭ, Речевые клише для написания сочинения в формате ЕГЭ

Рубрика: 

ТРАФАРЕТ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
(трафарет предназначен для ознакомления с методикой написания 3 части экзамена - сочинения, и представляет собой универсальный алгоритм действий для любого текста в реальном варианте ЕГЭ по русскому языку)

ТЕМА ТЕКСТА

  • Данный текст о …
  • Текст И.И.Иванова посвящён вопросам ….
  • Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса …
  • И.И.Иванов в данном тексте размышляет о …
  • В данном тексте рассказывается случай из жизни …
  • В данном тексте описывается ситуация …
  • Данный текст – письмо героя …
  • Данный текст – размышления героя о …
  • Текст сообщает нам информацию о …

Краткий пересказ с элементами анализа

ИДЕЯ ТЕКСТА

  • Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…»
  • Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…»
  • Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? …
  • Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: …
  • … - вот основная идея (мысль) текста.
  • «…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Основная проблема – это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция

В тексте исследуется проблема (чего?) (род. падеж) экологии

  • анализируется проблема нравственного выбора
  • поднимается проблема добра и зла
  • рассматривается проблема воспитания милосердия через литературу
  •  проблема утраты милосердия
  • проблема социальных преобразований в стране

Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.

  • Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной) проблеме…
  • Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой …
  • В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста.
  • Проблема, поднятая в тексте, типична 
  • Одна из проблем текста - …
  • История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: …
  • Ситуация, описанная в тексте, помогает понять …
  • Я думаю, основная проблема текста - …
  • Я выделил бы в тексте следующую проблему …
  • В данном тексте мне интересна следующая проблема …
  • Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о …
  • Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: …

 

Комментарий к сформулированной проблеме текста:

  • какие понятия рассматривает автор;
  • к какой категории относится избранная автором проблема;
  • насколько она злободневна в наши дни;
  • что делает её жизнеспособной;
  • насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);
  • какие точки зрения существуют по данной проблеме;
  • как автору удалось привлечь к ней внимание читателя

В комментарии не должно быть

  • пересказа исходного текста;
  • рассуждения по поводу всех проблем текста;
  • комментариев о действиях героев текста;
  • общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

  • Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…».
  • Автор утверждает: «…».
  • Автор считает (убеждён), что …
  • Автору важно убедить читателя в том, что …
  • Бесспорно мнение автора о том, что …
  • Позиция автора очевидна: …
  • Цель автора – обратить внимание читателя на …
  • Задача автора – убедить читателя в том, что …
  • Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что …
  • Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …
  • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
  • Размышляя о … , автор текста приходит к выводу …
  • … - вот авторская позиция в тексте.
  • … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
  • … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
  • «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста.
  • «…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя).
  • … - в этом предложении звучит прямая авторская оценка …
  • … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что …
  • Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что …
  • Позиция героя заключается в следующем: …
  • Герой считает, что …
  • Поступок героя текста говорит о его позиции: …
  • Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…».

Авторская позиция может быть выражена

Чётко, прямо, непосредственно:

  • в названии текста;
  • в отдельных предложениях;
  • через ряд аргументов.

Через:

  • риторические вопросы,
  • риторические восклицания,
  • порядок слов,
  • лексические повторы,
  • оценочную лексику,
  • модальные слова и частицы,
  • вводные слова, словосочетания, предложения.

В художественном стиле

  • автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
  • он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания;

  • автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;
  • авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА

  • Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …)
  • Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор …
  • (К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым…
  • К немалому удивлению узнал, что …
  • Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок …
  • Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…)
  • Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …)
  • Разделяя негодование автора, хочу сказать, что …
  • Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение …
  • Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что …
  • Интересно то, как автор (герой) …

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что …
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что …
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что …
  • Автор, несомненно, прав, утверждая, что … . При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как …
  • Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что …
  • По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что …
  • Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что …
  • Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: …
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что …
  • Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что …
  • Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что …
  • Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что …
  • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что …
  • Вызывает сомнение тезис о том, что …
  • Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  • Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

  • Я (не) согласен с автором: … Я (не) согласен с точкой зрения автора: …
  • Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…»
  • Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что …
  • Я не думаю, что …
  • Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться.
  • Моя позиция такова: …
  • Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): …
  • Я поступил бы иначе: …

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аргументами являются:

  • факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)
  • биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей
  • положения официальных документов
  • общественные законы
  • законы природы
  • статистические данные
  • научные данные
  • авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)
  • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
  • народная мудрость (пословицы, поговорки)
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  • собственные наблюдения и выводы
  • примеры из жизни окружающих людей

К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои

  • Эту мысль подтверждает случай из жизни …
  • Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …)
  • В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость.
  • Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …)
  • В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты.
  • К такому выводу меня привели следующие размышления …
  • Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно.
  • Если бы герой поступил иначе, то …
  • В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …

Материалы по теме