Рубрика:
-
№3. Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..
Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.
Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Задачи:
- Усвоения основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.
- Формирование учебных универсальных действий: личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; коммуникативных: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Оборудование: учебник «Русский язык. 10 класс.» - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина; компьютер, презентации, тест, план исследования.
Ход урока:
|
№ п/п |
|
ЭТАПЫ |
|
УУД |
|
Показатели реального результата |
||||||||||||
|
1 |
|
Организация начала занятия. Интеллектуальная разминка
- Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием? |
|
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
|
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
||||||||||||
|
2 |
|
Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА: 1. Горит восток зарёю новой. 2. Школа вышла на субботник. 3. Гордо реет буревестник. 4. Анчар, как грозный часовой… 5. Автор «Медного всадника». 6. Пламенная речь. 7. Страна кленового листа 8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая. 10. Катится, пылит дорога.
Взаимопроверка.
|
|
1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
|
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
||||||||||||
|
3 |
|
Подготовка к основному этапу занятия. - Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов). Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников).
|
|
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
|
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
||||||||||||
|
4 |
|
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий. Изобразительно – выразительные средства языка. План
Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты. - Слово ученикам – помощникам. 1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения. -Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем? 2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку. 3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика. 4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА 5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы». |
|
1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение данных презентаций - построение логической цепи рассуждения |
|
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
||||||||||||
|
5 |
|
Первичная проверка понимания. Проходит на 4 этапе. Контроль и самооценка знаний и способов действия |
|
1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
|
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
||||||||||||
|
6 |
|
Коррекция знаний и способов действий.
Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал). |
|
1) Регулятивные: прогнозирование |
|
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
||||||||||||
|
7 |
|
Обобщение и систематизация знаний. Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы? Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна. Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи. Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя. Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы. Прозрачный намек Темно на море Или мрачно, Но все-таки Почти всегда: Где глубоко – Вода прозрачна, Где мелко – мутная вода. (В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним). Ключ – ключ (источник) – омонимы. Надеть – одеть – паронимы.
|
|
1) Регулятивные: Осуществление самоконтроля |
|
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
||||||||||||
|
8 |
|
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний. Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня). -Оцените уровень успешности. |
|
1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен работать над пробелами в знаниях).
|
|
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
||||||||||||
|
9 |
|
Рефлексия. «Листок рефлексии».
|
|
1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
|
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |