10 класс Технологическая карта урока "Изобразительно -выразительные средства русского языка"

Рубрика: 

  • №3. Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..

Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.

Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Задачи:

  1. Усвоения основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.
  2. Формирование учебных универсальных действий: личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; коммуникативных: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  3. Оборудование: учебник «Русский язык. 10 класс.» - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина; компьютер, презентации, тест, план исследования.

Ход урока:

 

№ п/п

 

                                                     ЭТАПЫ

 

      УУД

 

Показатели реального результата
решения задачи

 

1

 

Организация начала занятия.

Интеллектуальная разминка

  • Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”
  • Задание: Ответьте на вопросы
  • Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).
  • Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  • Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  • Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  • Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  • Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  • У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  • Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

- Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием?

 

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

 

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 

2

 

Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА:

1. Горит восток зарёю новой.

2. Школа вышла на субботник.

3. Гордо реет буревестник.

4. Анчар, как грозный часовой…

5. Автор «Медного всадника».

6. Пламенная речь.

7. Страна кленового листа

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.

10. Катится, пылит дорога.

  1. 1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия

Взаимопроверка.

 

 

1 – 3

6 – 4

2 – 5

7 – 1

3 – 4

8 – 5

4 – 2

9 - 2

5 – 1

10 – 3

  1.  

 

 

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

 

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

 

3

 

Подготовка к основному этапу занятия.

- Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).

Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников).

 

 

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

 

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

4

 

Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий.

Изобразительно – выразительные средства языка.

План

  1. Омонимы.
  2. Паронимы.
  3. Синонимы.
  4. Антонимы.

Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.

- Слово ученикам – помощникам.

1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.

-Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем?

2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку.

3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика.

4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА

5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы».

 

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение данных презентаций

- построение логической цепи рассуждения

 

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

5

 

Первичная проверка понимания.

Проходит на 4 этапе.

Контроль и самооценка знаний и способов действия

 

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

 

6

 

Коррекция знаний и способов действий.

 

Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал).

 

1) Регулятивные:

прогнозирование

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

 

7

 

Обобщение и систематизация знаний.

Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?

Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.

Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.

Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.

Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.

Прозрачный намек

Темно на море

Или мрачно,

Но все-таки

Почти всегда:

Где глубоко –

Вода прозрачна,

Где мелко – мутная вода.

(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).

Ключ – ключ (источник) – омонимы.

Надеть – одеть – паронимы.

 

 

 

1) Регулятивные:

Осуществление самоконтроля

 

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

 

8

 

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний.

Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня).

-Оцените уровень успешности.

 

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен работать над пробелами в знаниях).

 

 

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

9

 

Рефлексия.

«Листок рефлексии».

 

 

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 

 

 

 

Материалы по теме