
Доклад
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.
Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графического планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:
Урок общеметодологической направленности
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Деятельность учителя:
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Осуществляемые действия: Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп | Осуществляемые действия: Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Формируемые способы деятельности: Работа с ресурсами | Формируемые способы деятельности: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Формируемые способы деятельности: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Целеполагание
Деятельность учителя:
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Осуществляемые действия: Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе | Осуществляемые действия: Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Формируемые способы деятельности: Выдвигая цели делают умозаключения | Формируемые способы деятельности: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Формируемые способы деятельности: Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Деятельность учителя:
Учитель организует работу со схемой: организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Поиск и обработка ресурсов | Осуществляемые действия: Работа в группах, организуют учебное сотрудничество | Осуществляемые действия: Добывают новые знания |
Формируемые способы деятельности: Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи | Формируемые способы деятельности: Устанавливают партнёрские отношения | Формируемые способы деятельности: Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность учителя:
Организует обсуждение результатов
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи | Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе | Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель | Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Рефлексия
Деятельность учителя:
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Участвуют в обсуждении | Осуществляемые действия: Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Осуществляемые действия: Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Формируемые способы деятельности: Осознанно строят выводы | Формируемые способы деятельности: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности | Формируемые способы деятельности: Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание
Деятельность учителя:
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание
Пример:
1 уровень - прочитать §, стр.28-29. Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.
2 уровень – подумать над вопросом: Почему Покрытосеменные, или Цветковые растения являются более совершенными растениями?
Подведение итогов урока
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Воспринимают информацию, выбирают уровень | Осуществляемые действия: Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Осуществляемые действия: Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Формируемые способы деятельности: Осознанно фиксируют информацию | Формируемые способы деятельности: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности | Формируемые способы деятельности: Осуществляют итоговый контроль |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА УРОКА
Урок рефлексии
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к коррекционной деятельности | Настрой на работу | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и пробные учебные действия | Обсуждают затруднения по данной теме. Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий. Выполняют самопроверку. | Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися. Активизирует познавательные процессы. Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3. Локализация учебных затруднений | - Уточняют алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднение. Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, — причину затруднений. - Учащиеся, которые не выявили ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений. Если при проверке обнаружены ошибки, то присоединяются к первой группе, если нет – выполняют дополнительные задания творческого уровня. | Консультирует. Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции. | Помогает в планировании последующей коррекции | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5. Реализация построенного проекта | - Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном. - В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки. Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания. Учащиеся, не допустившие ошибок в С/р решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | Контролирует деятельность учащихся. | Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
6. Обобщение затруднений во внешней речи | Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | Организует обсуждение типовых затруднений. | Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки. Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты. Учащиеся, выполняющие творческие задания, осуществляют самопроверку по предложенному образцу. | Консультирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении, создает ситуацию успеха. для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий Познавательные: формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность |
8. Включение в систему знаний и повторения | Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. Выполняют задания на подготовку следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Контролирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно. Познавательные: оценка процесса результата деятельности. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавших затруднения, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность, намечают цели последующей деятельности. В соответствие с результатами деятельности согласовывают дом задание. | Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
Урок «открытия» нового знания
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности(«могу»). | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. | воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,достаточные для построения нового способа действий; активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия(«надо» — «хочу» — «могу»); попытались самостоятельно выполнить индивидуальноезадание на применение нового знания, запланированного дляизучения на данном уроке; зафиксировали возникшее затруднение в выполнениипробного действия или его обосновании. | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостаетдля решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условийЛичностные |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | в коммуникативной форме сформулировали конкретнуюцель своих будущих учебных действий, устраняющих причинувозникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знанияим нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учительможет уточнить; выбрали способ построения нового знания (как?) — методуточнения (если новый способ действий можно сконструироватьиз ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбрали средства для построения нового знания(с помощью чего? — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,способы записи и т.д. | Консультирует, проверяетсогласовывает, уточняет тему урока | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности |
5. Этап реализации построенного проекта. | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; при построении нового знания использовать предметныедействия с моделями, схемами и т.д.; применить новый способ действий для решения задачи,вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д | Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: Логические |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку по эталону Выявить причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимисятиповыхзаданийна новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений поэталону; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы |
8. Этап включения в систему знаний и повторения; | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранееизученными; | Помогает выявить и зафиксировать границы применимости новогознания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранееизученными; организовать тренировку ранее сформированных умений,требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; при необходимости организовать подготовку к изучениюследующих разделов курса | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Уроки общеметодологической направленности
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия | Обсуждают что им уже известно по данной теме | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; | Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык | Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; | Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5. этап реализации построенного проекта | |||
6. этап обобщения затруднений во внешней речи; | |||
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Технологическая карта урока развивающего контроля
Учебный предмет: русский язык
Класс: 9
Автор УМК: М.М. Разумовская
Тема урока: Обобщение изученного по сложноподчинённому предложению
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цель: Развивающий контроль изученных способов действий по определению и характеристике сложноподчинённого предложения. Учащийся научится согласовывать критерии оценивания с результатами учебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме отметки.
Урок 1
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2 мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к реализации контрольно-коррекционной деятельности. | |||
Активное слушание притчи Учитель показывает видеозапись восточной притчи «Всё в твоих руках», текст притчи (Приложение 1). - В чём смысл притчи? Предлагаю вам контрольную работу. Теперь всё в ваших руках. | Дети слушают и отвечают на вопрос учителя? | Волевая саморегуляция (Р); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К). | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (43 мин) Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности. | |||
1. Актуализация деятельности (выполнение контрольной работы) - Какой теме посвящена контрольная работа? - Какие знания и умения вы должны показать? - Что для этого нужно? - Прочитайте задания. Прокомментируйте. Всё ли понятно? Комментарии учителя в случае затруднения учащихся. По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов! 2. Самоконтроль. Учитель просит проверить работу по ключу (Приложение 2), выставить баллы за каждое задание. | Учащиеся выполняют задания контрольной работы по заданию. Комментируют каждое задание, демонстрируют понимание задания. Выполняют задание. При проверке используют подготовленные ранее таблицы, интеллект-карты. Учащиеся проверяют работу по ключу, выставляют баллы по каждому заданию. | Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), анализ, сравнение, синтез (Л), контроль и оценка прогнозирования (Р) | |
3. Домашнее задание Цель: самостоятельная коррекция знаний. | |||
В рабочей тетради к учебнику М.М.Разумовской найти и выполнить упражнение, которое в контрольной работе вызвало наибольшее затруднение. | Запись д/з, нахождение упражнения в тетради (по затруднению), изучение материала учебника и выполнение. | Анализ, изучение и выполнение (П,Л) | |
Урок 2 | |||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
4. Этап локализации индивидуальных затруднений (3мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | |||
Самоопределение на урок Учитель мотивирует учащихся к коррекции знаний. - По какой теме писали контрольную работу? - Какие знания показали? - Какие умения? - Совпали ли ваши оценки и оценкой учителя? Анализ выполнения работы.Учитель анализ работы выводит на слайд для наглядности. | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения. | Планирование учебного сотрудничества (К). | |
5. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4мин) Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | |||
- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего это необходимо? | Определяют темы, которые необходимо повторить каждому, составляют план работы. | Прогнозирование (Р). | |
6. Этап реализации построения проекта (15мин) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия. | |||
Работа над ошибками Учитель предлагает выполнить задание, которое вызвало у учащихся наибольшее затруднение совместно. Задание 7: определить вид придаточного со словом когда. Индивидуальная работа над ошибками. Проверка. | Учащиеся выполняют работу над ошибками. Ученики, не допустившие ошибок, выполняют тестирование по теме на компьютере или в тетради с последующей самопроверкой. | Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения (П). | |
7. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2мин) | |||
-Кто выполнил задание без ошибок? - Какие трудности возникли | Анализируют свои затруднения | Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование (П). | |
8. Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (8 мин) Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а так же создание ситуации успеха. | |||
Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки. Выполните эти задания и проверьте по эталону. | Выполняют задания самостоятельно и проверяют. | Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р) | |
9. Этап решения творческого уровня (8мин) Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. | |||
Выполнить задание творческого уровня: составьте тест или задание по теме из тех предложений, которые вызвали у вас затруднение. | Учащиеся составляют задание с предложениями, вызвавшими наибольшее затруднение. | Умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности (К) | |
10. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (5 мин) Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. | |||
Рефлексия деятельности Какие ошибки смогли исправит сами? В чём ещё нужна помощь? Изменилась ли оценка ваших знаний? Домашнее задание по выбору. | Оценивают свои знания, выбирают домашнюю работу(по выбору)
| Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоению(Р),умение осознанно и произвольно стоить высказывания, оценка процессов и результатов деятельности(П). |
Таким образом, технологическая карта урока способствует более качественной подготовке к уроку в соответствии с ФГОС.