Урок 5 класс. П.Бажов. "Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя"

Рубрика: 

Учебный предмет: литература.

Класс: 5 класс.

Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2016.

Тема урока Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать главы сказа; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, мульфильм); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

- обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

-регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

-познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

-коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

- обеспечить условия для формирования личностных УУД:

 -формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

- создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  мультфильм, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки)

Литература:

1.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Прозвенел уже звонок

Пригласил нас на урок.

Улыбнёмся мы друг другу!

Кто готов?

Поднимите руку!

  1. Проверка домашнего задания

Цель: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала.

- Дома вы дочитали сказ «Медной горы Хозяйка». Изменилось ли ваше впечатление от произведения после самостоятельного чтения? Что вас взволновало? Вы уже знаете, что это произведение – сказ. (Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.). На прошлом уроке мы учились отличать сказ от сказки. Сегодня работаем в парах с карточкой. Прочитаем задание.

Карточка

В карточке спутаны особенности сказ и сказки.  Поставьте + в ячейке, где указаны особенности сказа

Есть зачин

 

Есть образ рассказчика

+

Нет зачина

+

Нет чёткого деления на добрых и злых героев

+

Нет реальной основы

 

Волшебные герои (добрые и злые)

 

Нет образа рассказчика.

 

Есть реальная основа

+

. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Проверка – слайд.

-Какой вы представляете Хозяйку Медной горы? Рассмотрите иллюстрацию (слайд) и скажите, такой ли вы её представляли.

Произведём артикуляционную разминку.

По поясам пояски,

По пояскам поясочки.

Прочитайте выразительно описание её внешности – портрет.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На предыдущем уроке мы объясняли значения трудных слов. Представьте, если бы эти слова стали звучать в современном значении, что бы изменилось? («Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины» - О.А.Ерёмина).

IV.  Вызов. Постановка учебной задачи и определение темы урока. - Кто главный герой сказа? А почему же произведение названо не его именем? Хотите в этом разобраться? – Почему среди всех горняков  хозяйка горы выбирает Степана? Я раскрою вам секрет: если человек – мастер, если он трудолюбив и талантлив, его обязательно заметят. Чтобы люди восхищались такими качествами человека, как добросовестность, честность, трудолюбие, следование своему таланту, П.Бажов соединяет реальность и фантастику в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя – это и есть тема нашего урока.

-   Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки)

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Осмысление содержания.

Составление кластера «Реальность и фантастика в сказе»

- Составляя кластер, дети читают выбранные эпизоды. Учитель помогает выразить мысль обобщённо.

V. Физминутка

- А сейчас мы   отдохнём.

По горе гулять пойдём!

Выше ноги, взмах руками.

На гору взобрались сами.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До земли мы дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Книгу снова  открываем

И работу мы продолжаем.

- Чтение по ролям любимых эпизодов.

VI. Итог урока. Включение нового  знания в систему.

1. У меня в руках шкатулка. – От чего вы хотели бы предостеречь Степанушку? Напишите записку и положите в шкатулку.

2. Посмотрите начало сказа в мультфильме. «Прочувствуйте» сказовую манеру актера. https://youtu.be/s884PQ9HRHc

VIII. Информация о домашнем задании.

Прочитайте дома сказ Бажова по выбору. Прочитаете в сказовой манере любимы эпизод.

 IX.Рефлексия деятельности.  

-Сегодня на уроке я научился….

-Урок заставил меня задуматься….

- Особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

 - Всем спасибо за работу!

Выставление оценок в дневники.

Материалы по теме