№ п/п
|
Тема урока
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Вид
контроля
|
дата
|
по плану
|
фактич.
|
Повторение изученного в 7 классе 9 час. (8 час. + 1 ч. урок контроля)
|
1.
|
Мофология. Система частей речи в русском языке.
|
Анализ языкового материала. Определение принадлежности слова к определённой части речи, развитие орфографической грамотности.
|
|
|
|
2-3.
|
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
|
Анализ языкового материала. Замена отглагольных прилагательных однокоренными страдательными причастиями с приставками.
|
|
|
|
4.
|
Правописание наречий.
|
Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений.
|
|
|
|
5.
|
Правописание предлогов.
|
Анализ языкового материала. Объяснение правописания предлогов.
Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Соблюдение грамматических норм при выборе падежа при управлении.
|
|
|
|
6.
|
Правописание не с разными частями речи.
|
Орфографический практикум. Анализ языкового материала.
|
|
|
|
7.
|
Знаки препинания при причастном обороте.
|
Определяют причастный оборот. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота.
|
|
|
|
8.
|
Знаки препинания при деепричастном обороте.
|
Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.
Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам.
|
|
|
|
9.
|
Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 7 классе»
|
Самостоятельная работа.
|
Тематический
|
|
|
Введение 13 час. (10+3)
|
10.
|
Что такое культура речи
|
Работа в парах, группах, коллективное обсуждение.
Разбивка на кластеры, анализ текста упр. 1, работа со схемой и таблицей упр. 2, практикум упр. 4-8, самостоятельная работа упр. 10-12
|
|
|
|
11.
|
Что такое культура речи
|
Работа в парах, группах, коллективное обсуждение. Тексты упр. 13, работа над планом, изучение рубрики «Советы помощника»
|
|
|
|
12-13.
|
Р.р.
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
2 урок. Написание сочинения-рассуждения.
|
Актуализация знаний о структуре сочинения-рассуждения. Определяют в тексте тезис, доказательство, заключение (вывод).
Материал упр. 13 с. 10
Самостоятельная работа. Создание текста сочинения.
|
Текущий
|
|
|
14.
|
Текст и его структура (§2)
|
Анализ текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Чтение, говорение, письмо, работа с кластером в парах. Орфографический тренинг, актуализация знаний упр. 15. «Советы помощника», работа с текстом упр. 16.
|
|
|
|
15-16.
|
Средства и способы связи предложений в тексте (§2)
|
Коллективная работа, работа в группах. Работа с таблицей упр. 19, составление кластера по теории с. 16-17, анализ текста в группах.
|
|
|
|
17-18.
|
Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3)
|
Анализ и характеристика языкового материала. Информационная переработка текстов.
Работа в группах. Анализ текста упр. 22, составление кластера по теории с. 18-19, практикум упр. 25, 27, «Советы помощника»
|
|
|
|
19.
|
Р.р. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему
|
Материал упр. 28 с. 22-23 Самостоятельная работа.
Создание текста сочинения.
|
Текущий
|
|
|
20.
|
Научный стиль (§4)
|
Коллективная работа, работа в парах с кластером.
|
|
|
|
21-22.
|
Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»
|
Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм). Материал упр. 40. Выполнение творческих заданий. Материал упр. 40
|
|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. 12 ч. (10+2)
|
23-24.
|
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4)
|
Беседа, работа в парах, самостоятельная работа. Повторение темы «Служебные части речи», актуализация знаний упр. 41, лингвистический эксперимент упр. 42, составление кластера по теории с. 31, 32, повторение упр. 43, практикум упр. 46, 47.
|
|
|
|
25-26.
|
Р.р. Подробное изложение.
1 урок. Подготовка к написанию подробного изложения.
2 урок. Написание подробного изложения.
|
Материал упр. 48. Самостоятельная работа
Создание текста подробного изложения.
|
Текущий
|
|
|
|
27-28.
|
Словосочетание, его структура и виды (§6)
|
Беседа, работа в парах.
Словарный диктант, материал упр. 49, составление кластера по теории с. 36, практикум упр. 50, работа с текстом упр. 51 (микротемы).
|
|
|
|
29-30-31.
|
Типы связи слов в словосочетании (§7)
|
Беседа, работа в парах. Повторение темы «Местоимение», материал для наблюдений упр. 52, составление кластера по теории с. 38-39, практикум упр. 53-55.
|
|
|
|
32.
|
Урок контроля за 1 уч. четверть
|
Работа в парах, в группе. Материал для наблюдений упр. 80, работа с кластером, практикум упр. 81, текст упр. 86 р/р.
|
|
|
|
33.
|
Синтаксический разбор словосочетаний (§8)
|
Коллективная работа, работа в парах. Материал с. 42, практикум упр. 59, 60, работа с тестом упр. 61.
|
|
|
|
34.
|
Понятие о предложении (§9)
1 четверть
|
Коллективная работа, работа в парах. Материал для наблюдений упр. 62, практикум упр. 63, 64, пересказ упр. 84.
|
|
|
|
Двусоставные предложения 27 час. (21 + 6)
|
35-36.
|
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10)
|
Работа в парах. Актуализация знаний упр. 66, практикум упр. 67-69, работа с текстом упр. 72.
|
|
|
|
37-38.
|
Р.р. Сочинение-рассуждение упр. 73 с. 49
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
2 урок. Написание сочинения-рассуждения.
|
Работа с текстом упр. 73. с. 49. Самостоятельная работа.
Создание текста сочинения.
|
Текущий
|
|
|
39-40.
|
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11)
|
Работа в парах, группах. Повторение темы «Правописание глаголов», материал для наблюдения упр. 74, начало составление кластера по теории с. 50, 51, практикум упр. 75-77.
|
|
|
|
41.
|
Составное глагольное сказуемое (§12)
|
Материал для наблюдений упр. 87, работа с кластером, практикум упр. 88, 89
|
|
|
|
42-43.
|
Составное именное сказуемое (§13)
2 урок. Урок-практикум по теме «Составное именное сказуемое»
|
Работа в парах, в группе. Практикум упр. 88, 89, текст упр. 93.
|
|
|
|
44-45.
|
Р.р. Сочинение- описание картины В. Поленова «Бабушкин сад» (упр. 93)
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-описания.
2 урок. Написание сочинения по картине.
|
Работа с текстом упр. 93.
Самостоятельная работа. Создание текста сочинения.
|
Текущий
|
|
|
46-47.
|
Тире между подлежащим и сказуемым (§14)
|
Коллективная работа, работа в парах.
Повторение темы «Написание не с различными частями речи», материал упр. 94, работа с таблицей, практикум упр. 96-98, работа с текстом упр. 102
|
|
|
|
48.
|
Второстепенные члены и их роль в предложении (§15)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Словарный диктант с грамматическим заданием, материал для наблюдения упр. 103, практикум упр. 104
|
|
|
|
49-50.
|
Определение и его виды (§16)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Материал упр. 106, составление кластера по теории упр. 108, 110, практикум упр. 107, 109.
|
|
|
|
51-52.
|
Дополнение и его виды (§17)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Материал упр. 113, составление кластера по теории с. 72, практикум упр. 114-117, разноаспектный анализ текста упр. 119.
|
|
|
|
53-54.
|
Обстоятельство и его виды (§18)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект).
Материал упр. 120, составление таблицы по теории с. 76-77, «Советы помощника», практикум упр. 122-124.
|
|
|
|
55-56.
|
Р.р. Сочинение-описание картины с. Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр. 127)
1 урок. Подготовка к сочинению- описанию по картине.
2 урок. Написание сочинения-описания.
|
Беседа, самостоятельная работа.
Создание текста сочинения-описания. Материал упр. 127
|
Текущий
|
|
|
57-58.
|
Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19).
|
Коллективная работа, работа в парах. Задания §19, разноаспектный анализ текста.
|
|
|
|
59.
|
Тестовая работа по теме «Двусоставные предложения»
|
Самостоятельная работа.
|
Тематический
|
|
|
60.
|
Урок контроля за 2 четверть
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
61.
|
Анализ работ. Работа над ошибками.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
Односоставные предложения 17 час. (14+3)
|
62.
|
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20)
|
Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Словарный диктант с грамматическим заданием, актуализация знаний упр. 128, практикум упр. 129-132, упр. «Советы помощника», редактирование текста упр. 135.
|
|
|
|
63.
|
Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Материал упр. 136, работа с таблицей упр. 137, практикум упр. 139, 140, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста упр. 141.
|
|
|
|
64-65.
|
Р.р. Сжатое изложение (упр. 141)
1 урок. Подготовка к написанию сжатого изложения.
2 урок. Написание сжатого изложения.
|
Повторение приёмов сжатия текста. Беседа по тексту, составление плана, пересказ по плану. Самостоятельная работа.
Создание текста сжатого изложения.
|
Текущий
|
|
|
66-67.
|
Определенно-личные предложения (§22)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Повторение темы «Образование причастий», графический диктант, «Советы помощника», у. 142, практикум у. 144-147.
|
|
|
|
68.
|
Неопределенно-личные предложения (§23)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Орфографический тренинг, «Советы помощника», упр. 150, практикум упр. 152-155.
|
|
|
|
69.
|
Р.р. Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 159)
|
Беседа по картине. Самостоятельная работа.
Создание текста сочинения-описания.
|
Текущий
|
|
|
70.
|
Обобщенно-личные предложения (§24)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Орфографический тренинг, упр. 160, практикум упр. 161-166, разноаспектный анализ текста упр. 167
|
|
|
|
71-72.
|
Безличные предложения (§25)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Орфографический тренинг, «Советы помощника», упр. 169, практикум упр. 170-178, проверочная работа.
|
Текущий
|
|
|
73.
|
Назывные предложения (§26)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Словарный диктант, «Советы помощника», упр. 182, практикум упр. 183-190, разноаспектный анализ текста упр. 193
|
Текущий
|
|
|
74-75.
|
Повторение темы «Односоставные предложения»(§27)
|
Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
|
Текущий
|
|
|
76-77.
|
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».
|
Самостоятельная работа. Записывание текста, выполнение грамматических заданий.
|
Тематический
|
|
|
78.
|
Анализ работ. Работа над ошибками.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
Простое осложненное предложение 17 час. (13+4)
|
79.
|
Понятие о простом осложненном предложении (§28)
|
Коллективная работа, работа в парах. Словарная работа по §20-26, анализ языкового материала упр. 194, практикум упр. 195, 196, анализ схемы упр. 197, разноаспектный анализ текста упр. 199.
|
|
|
|
80.
|
Понятие об однородных членах предложения (§29)
|
Коллективная работа, работа в парах. Повторение темы «Правописание о/ё после шипящих», анализ языкового материала упр. 200, 201, «Советы помощника», практикум упр. 203-207, разноаспектный анализ текста упр. 208.
|
Текущий
|
|
|
81-82-83.
|
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30)
2 урок. Урок-практикум «Знаки препинания между однородными членами. (§30)
3 урок. Урок-практикум. «Знаки препинания между однородными членами. (§30)
|
Коллективная работа, работа в парах. Анализ языкового материала упр. 211, практикум упр. 212-213, составление кластера по теории с. 135-136, разноаспектный анализ текста упр. 219.
|
Письменная работа
|
|
|
84-85.
|
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр. 220)
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
2 урок. Написание сочинения-рассуждения.
|
Самостоятельная работа. Материал упр. 220.
|
Текущий
|
|
|
86-87.
|
Однородные и неоднородные определения (§31)
|
Работа в парах. Анализ языкового материала упр. 221, практикум упр. 223-226, составление кластера по теории упр. 222, разноаспектный анализ текста упр. 227.
|
|
|
|
88-89.
|
Р.Р. Сжате изложение (упр. 227)
1 урок. Подготовка к написанию сжатого изложения.
2 урок. Написание сжатого изложения
|
Повторение приёмов сжатия текста. Беседа по тексту, составление плана, пересказ по плану. Самостоятельная работа.
Создание текста сжатого изложения.
|
Текущий
|
|
|
90.
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Материал для наблюдений упр. 230, практикум упр. 231-235, «Советы помощника», лингвистический эксперимент упр. 236.
|
Текущий
|
|
|
91.
|
Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33)
|
Коллективная работа, работа в парах. Словарный диктант с грамматическим заданием, материал §33, упр. 238.
|
Текущий
|
|
|
92-93.
|
Повторение темы «Предложения с однородными членами»(§34)
|
Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. Материал §34
|
Тематический
|
|
|
94.
|
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».
|
Самостоятельная работа. Записывание текста, выполнение грамматических заданий.
|
Тематический
|
|
|
95.
|
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
Предложения с обособленными членами 20 час. (16+4)
|
96-97-98.
|
Обособление определений (§35)
2 урок. Урок-практикум. Обособление определений.
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 239, практикум упр. 242-244, составление кластера по теории упр. 240, разноаспектный анализ текста упр. 249.
|
Текущий
|
|
|
99.
100.
101.
|
Обособление приложений (§36)
2 урок. Урок-практикум. Обособление приложений.
3 урок. Урок-практикум обособление определений и приложений.
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Повторение темы «Употребление дефиса», анализ языкового материала упр. 252, практикум упр. 254, 255, составление кластера по теории упр. 253, разноаспектный анализ текста упр. 257.
|
Итоговый
|
|
|
102-103.
|
Обособление обстоятельств (§37)
2 урок. Урок-практикум. Обособление обстоятельств.
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 258, 259, практикум упр. 260-263, разноаспектный анализ текста упр. 265.
|
|
|
|
104.
|
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
|
Самостоятельная работа. Решение тестовых задач.
|
Текущий
|
|
|
105-106.
|
Обособление дополнений (§38)
2 урок. Урок-практикум. Обособление дополнений.
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 266, практикум упр. 267, 268, разноаспектный анализ текста упр. 269.
|
|
|
|
107-108.
|
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр. 269)
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
2 урок. Написание сочинения-рассуждения.
|
Советы помощника «Как подготовится к сочинени-рассуждению.
Самостоятельная работа. Материал упр. 269 с. 171
|
Письменная работа
|
|
|
109-110.
|
Обособление уточняющих членов предложения (§39)
2 урок. Урок-практикум. Обособление дополнений.
|
Коллективная работа, работа в парах. Анализ языкового материала упр. 270, стр. 172, «Советы помощника», практикум упр. 271-275, разноаспектный анализ текста упр. 276.
|
Текущий
|
|
|
111-112.
|
Р. р. 1 урок. Подготовка к написанию сочинение.
2 урок. Написание сочинения
«Традиции моей семьи» (упр. 276)
|
Анализ языкового материала. Поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Самостоятельная работа.
|
Текущий
|
|
|
113-114.
|
Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)
|
Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа.
Словарный диктант, материал §40.
|
Текущий
|
|
|
115.
|
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами предложения»
|
Самостоятельная работа.
|
Тематический
|
|
|
116.
|
Анализ работ. Работа на ошибками.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
Обращение и вводные конструкции 15 час. (12+3)
|
117.
|
Предложения обращениями (§41)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 277, стр. 180, практикум упр. 278-281, повторение темы «Изобразительные средства языка», разноаспектный анализ текста упр. 287.
|
Текущий
|
|
|
118-119.
|
Р.р. Сочинение- описание по картине А.П. Горского «Без вести пропавший. 1946 год» (упр. 291-292)
1 урок. Подготовка к написанию сочинения-описания.
2 урок. Написание сочинения.
|
Самостоятельная работа. Анализ языкового материала. Поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Материал упр. 291-292.
|
Текущий
|
|
|
120-121-122.
|
Предложения с вводными конструкциями (§42)
2 урок. Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
3 урок. Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
|
Коллективная работа, работа в парах. Повторение темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова», составление кластера по теории упр. 293, практикум упр. 294-298, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 303.
|
Текущий
|
|
|
123-124.
|
Предложения с вставными конструкциями (§43)
|
Коллективная работа, работа в парах. Анализ языкового материала у. 304, стр. 172, «Советы помощника», практикум у. 305-307, разноаспектный анализ текста у. 308.
|
Текущий
|
|
|
125-126.
|
Р.р. Конференция. «Искусственные языки»
|
Работа в группах. Анализ языкового материала. Поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Выступления учащихся (материал упр. 308)
|
Текущий
|
|
|
127-128.
|
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44)
|
Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. Словарный диктант, материал §44.
|
Текущий
|
|
|
129.
|
Контрольная работа по теме «Обращение и вводные конструкции».
|
Самостоятельная работа. Текст как речевое произведение.
|
Тематический
|
|
|
130.
|
Работа над ошибками.
|
Анализ ошибок. Выполнение работы над ошибками.
|
|
|
|
Способы передачи чужой речи 10 час. (8+ 2 ч. (итог. к. р.)
|
131-132.
|
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 309, стр. 202, «Советы помощника», практикум упр. 310-314, составление кластера по теории упр. 315, разноаспектный анализ текста упр. 318.
|
Текущий
|
|
|
133.
|
Диалог (§46)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 320, стр. 206, «Советы помощника», практикум упр. 321-324, разноаспектный анализ текста упр. 325.
|
Текущий
|
|
|
134-135.
|
Косвенная речь (§47)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Анализ языкового материала упр. 326, стр. 210, «Советы помощника», практикум упр. 327-329, разноаспектный анализ текста упр. 331.
|
Тематический
|
|
|
136.
|
Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48)
|
Работа в парах, в группе (мини-проект). Самостоятельная работа, анализ языкового материала упр. 332, стр. 214-215, «Советы помощника», практикум упр. 333-334, разноаспектный анализ текста упр. 335.
|
|
|
|
137-138.
|
Итоговая контрольная работа.
|
Самостоятельная работа.
|
Итоговый
|
|
|
139.
|
Анализ итоговой работы. Работа над ошибками.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
140.
|
Итоговый урок.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|