Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе. ЗАДАНИЯ с КЛЮЧАМИ

ЗАДАНИЯ с КЛЮЧАМИ
1. [5 баллов] Узнайте литературный жанр. Ответ запишите одним словом.
...Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков «вдохновения» – неизвестная форма эпилепсии. И вот вам забавнейшая иллюстрация того, что у них получалось, – музыка Скрябина – двадцатый век. Этот черный ящик (на эстраде раздвинули занавес и там – их древнейший инструмент) – этот ящик они называли «рояльным» или «королевским», что лишний раз доказывает, насколько вся их музыка...
Роман-антиутопия (Е.И.Замятин, «Мы»). Автора и название указывать не обязательно. Возможные варианты ответа (правильные): антиутопия, антиутопический роман.При ответе «фантастика», «фантастический роман, рассказ» – максимальное количество баллов – не более 2.
2. [15 баллов] Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Пьером Безуховым  из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» и Родионом Раскольниковым из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
При оценивании учитываются:

  • знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;
  • изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;
  • понимание смысла художественного образа (учтёна роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;
  • сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

3. [10 баллов] О ком идет речь в этом описании? Напишите имя, отчество и фамилию писателя.
Сын богатого помещика и немки, он носил чужую фамилию, был сослан в ссылку, закончил жизнь в эмиграции вместе с другом и соратником, с которым поклялся служить России; написал роман, по названию которого был сформулирован один из трех знаменитых «русских вопросов».
Александр Иванович Герцен. 10 баллов за верное указание имени, фамилии и отчества, 6 баллов – за указание имени и фамилии, 5 баллов – за указание фамилии. Если указана фамилия «Яковлев», можно добавить 1 балл за эрудицию.
4 задание оценивается из 70 баллов (см. Критерии проверки). Всего – 100 баллов. Призёром признаётся участник, набравший 51 балл и более, победителем – участник, набравший максимальное количество баллов, но не менее 51.
1. [5 баллов] Какой тип речевого повествования использует автор? Ответ запишите одним словом.
Англичане все и немцы приходили на это хитрое Мароево умудренье смотрели, и глядят, глядят, да вдруг рассмеются и заговорят сначала промеж себя по-своему, а потом на нашем языке скажут: «Так, русс! Твой молодец; твой карош физик понимай!». А какой там «физик» мог понимать Марой: он о науке никакого и понятия не имел, а произвел просто как его Господь умудрил. А наш Пимен Иванов и пошел об этом бахвалить. Значит, и пошло в обе стороны худо: одни все причитали к науке, о которой тот наш Марой и помыслу не знал, а другие заговорили, что над нами-де видимая Божия благодать творит дивеса, каких мы никогда и не зрели.

Сказ (Н.С.Лесков, «Запечатленный ангел»). Указание на автора и название произведения не требуется.

 

2. [15 баллов] Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Григорием Печориным из романа М. Ю. Лермонтова и Евгением Базаровым из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

При оценивании учитываются:

  • знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;
  • изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;
  • понимание смысла художественного образа (учтёна роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;
  • сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

 

3. [10 баллов] О ком идет речь в этом описании? Напишите имя, отчество и фамилию писателя.

Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе и в Севастопольской обороне, очень любил лошадей, до глубокой старости ездил верхом и в одной из своих повестей использовал факты собственной жизни в судьбе главного героя – коня.

Лев Николаевич Толстой. 10 баллов за верное указание имени, фамилии и отчества, 6 баллов – за указание  имени и фамилии, 5 баллов – за указание фамилии.

 

1. [5 баллов] Укажите жанр литературного произведения. Ответ запишите одним словом.

                                         Георгий (отступив и обратясь к народу)
Спасения лишен, на смерть лечу к нему.
                                         (Бросаяся на него.)
Прости, любезная!
                                         Ксения
                                         Прости!
                                         Димитрий (устремився Ксению заколоть)
                                         Увяньте, розы!
                                         Пармен (с обнаженным мечом, вырывая Ксению из рук его)
Прошли уже твои жестокости и грозы!
Избавлен наш народ смертей, гонений, ран,
Не страшен никому в бессилии тиран.
                                  Димитрий
Ступай, душа, во ад и буди вечно пленна!
                     (Ударяет себя во грудь кинжалом и, издыхая, падущий в руки стражей.)
Ах, если бы со мной погибла вся вселенна!
Трагедия (А.П.Сумароков, «Димитрий Самозванец»). Автора и название указывать не обязательно.                 

2. [15 баллов] Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Петром Гринёвым из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Митрофаном Скотининым из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Вариант (если комедия «Недоросль» не изучалась): напишите диалог между Cавельичем из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Осипом из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

При оценивании учитываются:

  • знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;
  • изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;
  • понимание смысла художественного образа (учтёна роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;
  • сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов. 3. [10 баллов] О ком идет речь в этом описании? Напишите имя, отчество и фамилию писателя.

Он сначала стал известен как киноактёр, хотя и учился на режиссёрском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии вместе с Андреем Тарковским. Писать рассказы из деревенской жизни, позднее ставшие знаменитыми, он начал еще студентом. Умер скоропостижно на съёмках фильма Сергея Бондарчука по роману М.А. Шолохова «Они сражались за Родину».
Василий Макарович Шукшин. 10 баллов за верное указание имени, фамилии и отчества, 5 баллов –за указание фамилии, 6 баллов – за указание имени и фамилии.
1. [5 баллов] Узнайте жанр литературного произведения. Ответ запишите одним словом.
И вмиг... дитя, челнок, пловец незримы;
В руках его мертвец:
Эдвинов труп, холодный, недвижимый,
Тяжёлый, как свинец.
Утихло всё – и небеса и волны:
Исчез в водах Варвик;
Лишь слышали одни брега безмолвны
Убийцы страшный крик.
Баллада (В.А.Жуковский, «Варвик»). Автора и название указывать не обязательно.
2. [15 баллов] Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Томом Сойером из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и Ванькой Жуковым из рассказа А.П.Чехова «Ванька». Герои диалога должны говорить по-русски. При оценивании учитываются:

  • знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;
  • изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;
  • понимание смысла художественного образа (учтёна роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;
  • сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

3. [10 баллов]. Укажите имя и фамилию зарубежного писателя.
По его историческим (не всегда достоверным) авантюрным и приключенческим романам снято множество фильмов, посвящено множество спектаклей. Ему и его героям поставлены памятники. В названиях его романов часто встречаются числительные. Сын его также был писателем и носил то же имя.
Александр Дюма. Возможны уточнения: Александр Дюма-отец, Александр Дюма-старший, Александр Дюма-пэр. 10 баллов за указание имени и фамилии, 5 баллов за указание только фамилии.

 

 

.

Голосов пока нет

Рубрика: 

Материалы по теме